Дорожные зарисовки:
Тоскана

Главная страница

А вот так будет лучше!

Полезные ссылки

Галерея

Карта сайта

Добавить в избранное


В Италии сосредоточена большая часть культурного наследия Европы. А также там сосредоточены рестораны со вкусной едой и местности с хорошим вином. Поэтому при планировании очередной поездки сразу было понятно, что не поехать туда нельзя. А если учесть, что Тоскана помимо всего перечисленного славится своими пейзажами, то выбор просто очевиден. Итак, билеты до столицы Тосканы — Флоренции — куплены, гостиница забронирована, машина тоже — поехали!

Прилетели мы во Флоренцию ближе к полуночи, поэтому по дороге в гостиницу из окон такси ничего особо не видели, да и не хотели. Хотелось отдохнуть и выспаться после перелёта. Наутро с балкона номера я всей грудью вдохнул итальянский воздух и отправился завтракать. Гостиница Hotel Jane, несмотря на сравнительную дешевизну, предлагала удобные номера и вполне нажористый завтрак. Дополнительные её достоинства — некоторая удалённость от туристического центра Флоренции с его толпами и близость к супермаркету.

Позавтракав, мы сперва получили арендованную для поездок по Тоскане машину, а потом, поставив её в гараж, пешком отправились разглядывать основную достопримечательность Флоренции — кафедральный собор, по-итальянски Duomo или Santa Maria del Fiore (Санта Мария с цветком). Виден он издалека со многих точек города. Флоренция была богатым городом и управлялась династией Медичи, которые, как и положено правителям, были людьми хитрыми, решительными и суровыми. Поэтому город богател, со временем подмял под себя своих конкурентов: Пизу и Сиену. Так что средствами на постройку огромных сооружений городские власти располагали. Ну, и скромничать не стали — у кого собор больше, тот и круче, это любому очевидно.

Изначально собор был с другим фасадом, но потом по приказу Козимо Медичи его разломали. Начали строить новый и забросили. Потом пытались ещё раз вернуться к постройке фасада. Только в XIX веке наконец-то собор обрёл своё лицо, которое сейчас и наблюдают туристы. Оно облицовано дорогим мрамором в том же стиле, что и отдельно стоящий баптистерий (крестильня) и колокольня Джотто.

Когда собор, строившийся уже более сотни лет, подвели под купол, то всеми одолела глубокая задумчивость. Смета на постройку лесов для возведения купола такой масштабной постройки оказалась непомерно большой. Желание заявить о себе вступило в спор с жадностью. Всех выручил талантливый архитектор Брунелески, который сумел разработать систему консольно закреплённых лесов. Таким способом и был возведен купол.

Ходить вокруг и разглядывать этот комплекс можно очень долго: и золотые ворота баптистерия (копия, оригинал хранится в музее собора), и резьба по камню, и шестиугольные медальоны на колокольне Джотто - всё интересно. Поражает, сколько труда вложено в отделку. На площади стратегически выгодно расположены кафе с задранным для туристов ценником. Если не смущает чашка чая за пять евро, то сиди и наслаждайся видом собора. Смущает — ходи вокруг на своих двоих.

Сперва я ходил и фотографировал. Чтобы пробиться к Золотым воротам, пришлось растолкать могучими плечами плотную толпу японских товарищей с фотоаппаратами. С медальонами на колокольне было проще — они расположены достаточно высоко, чтобы никто не мешал разглядывать их. Я запечатлел старательного кузнеца и пьяного вдрызг Ноя, упавшего возле бочки вина. В этот момент я понял, что сам тоже притомился, поэтому пошел в кафе на площади.

При наличии желания и физических сил за умеренную плату можно залезть и на колокольню Джотто, и на купол Брунелески. Мы выбрали колокольню и стали карабкаться по винтовой лестнице на верхний, четвёртый ярус. Временами лестница становится такой узкой, что приходится тереться пузами с идущими в обратном направлении. Все ярусы забраны решётками, чтобы какой-нибудь турист от восторга или по пьяни не выкинулся вниз. Приходилось просовывать объектив между прутьями на волю. Виды стоили того, чтобы пыхтя и сопя преодолеть четыре с лишним сотни ступеней. С колокольни можно увидеть все достопримечательности Флоренции, хотя их и много. Отдохнув и отдышавшись после марш-бросков вверх и вниз по лестнице, мы направились в сторону Палаццо Веккьо (Старого дворца) на площади Синьории.

На площади богато представлено искусство Возрождения. Правда, преимущественно в копиях. Оригиналы заначены по флорентийским музеям, поэтому желающие поглазеть именно на работы мастеров, а не на более поздние «пиратки», должны направиться именно туда. Поскольку для меня оригинал «Утра в сосновом лесу» Шишкина на фантиках ничем не отличается от его копии в Третьяковке, то и статуй на площади было вполне достаточно для приобщения к культуре. Пройдя мимо знаменитой галереи Уфицци мы отправились вдоль по набережной реки Арно на известный Старый мост (Понте Веккьо), где расположены ювелирные лавки. А оттуда уже направились на ужин.


На второй день мы наметили поездку в Пизу, которая совсем не далеко от Флоренции. По скоростному шоссе быстро домчали до города. В нём самом уже ориентировались не только по навигатору, но и по натыканным везде указателям «Torre pendente» с изображением известной башни. Сама башня располагается на Campo dei Miracoli (Поле Чудес). Название, понятно, сразу вызывает ассоциации с «Буратино». Тем более, что это, действительно, поле. Пройдя через ворота в стене, окружающей площадь, мы попали на обширную зелёную лужайку, на которой расположен баптистерий, собор, колокольня-башня и другие туристы. Вид сразу за воротами открывается отличный! Так что это, действительно, Поле Чудес.

Пиза когда-то была весьма богатым портовым городом в устье Арно. Имела свой флот, грабила караваны, сражалась с арабами и генуэзцами, активно торговала. И показывала кукиш всем вокруг. После того, как армия Пизы изгнала сарацин с Сицилии, денег стало вообще так много, что на радостях и построили такой комплекс в уникальном стиле, получившем название «Пизанский романский». Впоследствии город и его владения подмяли более удачливые соседи. Потом устье реки заилилось, и главным портом Тосканы стал Ливорно. И только Поле Чудес напоминает о былом величии. Знаменитая башня была одним из элементов этой красоты. Но благодаря ошибке тогдашних архитекторов, не проведших исследования грунтов и заложивших слишком дохлый фундамент, стала мировой достопримечательностью.

В попытках исправить ситуацию в процессе строительства компенсировали наклон башни кривизной её уровней. Так что в итоге самый верхний ярус, на котором находятся колокола, вполне себе горизонтален, а башня приобрела форму полумесяца. На неё сейчас пускают туристов партиями по 45 человек с интервалом в 20 минут. С одной стороны, это очень удобно: купил в кассе билет на подходящее время и гуляй, в очереди стоять не надо. А с другой, мы этого не знали, и первым делом расположилсь на траве у баптистерия, чтобы накормить детей и поесть самим, наслаждаясь видом. В итоге, билеты в кассе, когда мы туда пришли, оказались только на позднее время. Так что на саму башню мы не залезли.

Зато зашли в баптистерий и собор. Собор впечатляет, что снаружи, что внутри. Фрески на его стенах, мраморные полы и золочёные потолки можно рассматривать очень долго. Баптистерий внутри попроще. Путеводитель по Флоренции моего любимого издательства Томаса Кука пишет, что кроме купели и кафедры работы знаменитых пизанских мастеров в этом большом здании ничего нет. И ведь не врёт! Там пусто и гулко.

Помимо этих трех зданий можно еще осмотреть расположенное за стенкой кладбище. Оно не простое. Во времена расцвета Пизы сюда привезли корабль земли из Палестины. И землицу эту сыпали в могилки к уважаемым людям, чтобы лежалось лучше. Надо полагать, за отдельную плату. Мол, не быдло какое. А поверх ставили богато украшенные резьбой и статуями надгробья. Но мы не увлекаемся надгробным искусством, поэтому не стали торопиться на кладбище.

Вместо этого мы поторопились в детский парк развлечений в 15 километрах от Пизы. Парк этот расположен в селе Коллоди, где провёл детство Карло Коллоди, автор Пиноккио. Вообще, фамилия его была Лоренцини, но, видимо, воспоминания были очень тёплыми, раз он взял такой псевдоним. Путеводитель обещает там отличные аттракционы для детей. Это пока первый раз в моей практике, когда издательство «Томас Кук», мягко говоря, приукрасило действительность. Люди! Не повторяйте нашей ошибки, там нечего делать в этом парке, можно только зря потратить время и деньги. Знать бы заранее, что это такая ерунда, лучше бы на башню спокойно вскарабкались. Или в Лукку бы заехали.

Ну, в конце концов, совсем без потерь поездка проходить не может, так что мы не особо расстроились. Будет повод вернуться ещё раз, башня за сотни лет не упала, и ещё подождёт. А впечатления от Пизы остались отменные.


На третий день мы отправились в рассадник культуры: в галерею Уфицци. Итальянское Уфицци не просто так созвучно английскому Офис. Это и есть офис Медичи, где они решали вопросы флорентийской политики. По-русски будет Конторская Галерея. Чтобы туда попасть быстро, билеты нужно заказывать заранее по интернету. Но если кто-то вдруг этого не сделал, то стоять длинную очередь в кассу необязательно. Вокруг касс крутятся предприимчивые мальчики и девочки, некоторые из которых русские. Понятно, что они продают билеты с выгодой для себя, зато без очереди. В общем, всё везде одинаково устроено.

В галерее для настоящих ценителей искусства раздолье. Я же сломался на десятом Рождестве очередного великого мастера. Дальше ходил, разглядывая преимущественно скульптуры. Из-под потолка на меня смотрели портреты граждан разной степени знатности, будто бы спрашивая: «Ты с какого района? Мобила есть? А если найду?» Так что портреты мне не понравились. А вот скульптуры и отделка помещения — это по мне.

Сразу после насыщения искусством мы пошли в расположенный в двух шагах Палаццо Веккьо. Первым делом, купив билет, посетитель попадает в Зал Пятисот, где заседал и заседает городской совет. Вот этот зал по мне! Обе боковые стены занимают огромные батальные полотна, рассказывающие о военных успехах флорентийцев. Вдоль стен установлены скульптуры, каждая из которых изображает, как кто-то кого-то побеждает, нагибает и принуждает к миру. По залу сразу ощущается, что вот те парни, чьи портреты висели в галерее, были весьма суровыми и решительными товарищами.

В зале была большая делегация японских товарищей, которые так и не решились залезть за стол президиума. Мы же после их ухода сели в кресла и сделали суровые лица для фотографий на память. По самому дворцу ходить крайне интересно. Каждый следующий зал не похож на предыдущий. В одном стоит статуя Юдифи, отрезающей башку Олоферну, в другом находятся глобус и старые карты, и все они декорированы по-своему. Но больше всего меня впечатлили два комодика-бюро, отделанные не росписью, как это может показаться на первый взгляд, а разноцветными камнями, тщательно подогнанными друг к другу. Та самая флорентийская мозаика.

Вечером после ужина мы заглянули на площать Санта Кроче, которая оказалась заполненной подростками со всех концов Европы, сфотографировали церковь с ночной подсветкой и ушли в гостиницу спать, чтобы набраться сил для предстоящей поездки по тосканской глубинке.


Тоскана славится своими пейзажами. Периодически в этой части Италии проводятся слёты фотографов-пейзажистов, куда приезжают признанные мастера передавать опыт новичкам. Это явно не просто так, поэтому поездка за пейзажами была запланирована ещё дома. Вот только с погодой не повезло: именно в этот день солнца не было вообще, и временами шёл проливной дождь. Но это не повод сидеть в гостинице, тем более, что уже была заранее куплена отличная мишленовская карта-двухкилометровка Тосканы. На ней, как обычно, очень много полезной информации. Например, участки дорог, с которых открываются живописные виды, маркированы зелёным цветом. Неширокая трасса номер 222 от Флоренции до Сиены зелёная полностью. А если учесть, что проходит она через долину Кьянти, где производятся одни из лучших вин Италии, а продегустировать и купить их можно прямо в винодельческих совхозах через каждые 10 км трассы, то других маршрутов и не надо.

Кроме пейзажей и вина в долине Кьянти очень много разнообразных замков. Мы свернули с трассы на просёлочную дорогу, чтобы поближе подобраться к одному из них — замку Верраццано. Менять точку назначения в навигаторе не стали, поэтому железная тётя периодически советовала: «Разворачиваемся». А потом навигатор достиг конца своей географии, стал отображать ровное белое поле без дорог и ориентиров, и голос умолк. Но молчать тёте, даже железной, невыносимо, поэтому через несколько минут она внезапно пробудилась: «При возможности развернитесь». Наш дружный смех был ей ответом.

Вернувшись обратно на дорогу 222, мы продолжили свой путь к Сиене, останавливаясь, чтобы полюбоваться видами, пообедать в придорожной таверне или зайти в дегустационный зал попробовать и купить хорошее вино. Наливают по чуть-чуть, но количество пробуемых сортов не ограничивают. Главное, потом нужно обязательно купить хотя бы бутылку.

Незаметно мы добрались до Сиены. Историческую часть города окружает хорошо сохранившаяся крепостная стена, охватывая значительную площадь. Средневековые кривые и узкие улочки, старые постройки — всё было бы отлично, если бы не начавшийся проливной дождь. Тем не менее мы осмотрели и Палаццо Пубблико с его 102-метровой башней, и сиенский Дуомо, великолепный внутри и снаружи. Стремясь побыстрее выбраться из старого города к оставленной у крепостной стены машине, мы так удачно срезали путь, что заблудились. Несмотря на такую ошибку капитана, команда не роптала, а, наоборот, помогала ценными замечаниями и указаниями на ориентиры. В результате верный путь был найден, а в машине ждали тепло и еда.

Повернув из Сиены домой, мы сделали небольшой крюк и заглянули в Монтериджони. Это крохотное поселение, окружённое стеной с 14 башнями, сохранило средневековый облик. Пара маленьких ресторанов, романская церквушка, площадь, несколько сувенирных лавок — и мы прошли крепость насквозь. Задержались, чтобы рассмотреть окрестные виды и порадоваться смекалке каменщиков, уложивших мостовую вблизи ворот на крутом склоне внахлест, чтобы ноги не скользили даже на мокрых от дождя камнях.


В последний день во Флоренции перед сдачей машины мы заехали на Пьяцца Микеланджело. Эта площадь находится на холме на левом берегу Арно. Можно и пешком вскарабкаться на холм по извилистой дороге, но было лень, проще заехать с другой стороны. Оттуда открывается превосходный вид на город. Тут тебе и река, и мосты через неё, в том числе и знаменитый Понте Веккьо, и церкви, и дворцы. Люди толпятся у парапета, отпихивают друг друга, чтобы сфотографироваться на фоне этой панорамы. А если отойти чуть в сторону и сесть на баллюстраду, то никто не мешает спокойно сделать сколько угодно снимков.

Пьяцца Микеланджело называется так в честь понятно кого. А в её центре располагается бронзовый вариант мраморного Давида. Так что, учитывая, что оригиналы попрятаны по музеям, во Флоренции этих Давидов девать некуда. Вся площадь заставлена машинами и сувенирными лавками. Продавцы, как и положено продавцам, готовы говорить на всех языках сразу, лишь бы впарить туристу всякие самоделки подороже. Обойдя все это торжище, пощупав критически разложенный товар и поцыкав зубом на дороговизну, мы уехали с площади сдавать прокатную машину обратно. После чего я снова наведался к Дуомо и Санта Кроче, сфотографировал всё тщательно и отправился в номер паковать чемоданы.


Париж << Предыдущие | Следующие >> Алания, Турция



В начало страницы
Обновлено: 09.07.12

Hosted by uCoz