на главную

А вот так будет лучше!

4. Особенности съёмки фотоаппаратом «Киев-4»

По-английски (English)

Главная страница

А вот так будет лучше!

  1. Выбираем экспозицию
  2. Строим композицию
  3. Маленькие хитрости
  4. Киев-4

  5. Улыбочку!

Полезные ссылки

Галерея

Карта сайта

Добавить в избранное


Если вы ищете техническое описание и инструкцию по эксплуатации аппарата «Киев-4», то двигайтесь по вышеприведённой ссылке. Здесь я рассказываю о своём личном опыте работы с этим фотоаппаратом.

Содержание страницы


Особенности съёмки невозможно рассматривать в отрыве от особенностей используемой оптики. А её для Киевов было выпущено изрядное количество.

Поэтому ниже приведена...

Таблица 1. Основные характеристики объективов для фотоаппарата Киев-4*

Марка
объектива
Фокусное
расстояние,
мм
Пределы
диафраг-
мирования
Кол-во
линз/групп
Мин.
дистанция
съёмки, м
Угол поля
зрения,
град.
Разрешающая
сила, лин/мм
Диаметр
оправы *
Длина, мм
Вес,
г
центр край
Орион-15 28          1:6 — 1:22 4/4 1,0   75 45 18 59 * 37 78
Юпитер-12 35          1:2,8 — 1:22 6/4 0,9   63 34 12 55 * 52 110
Юпитер-3 53          1:1,5 — 1:22 7/3 0,9   45 30 14 48 * 42 160
Юпитер-8M 53          1:2 — 1:22 6/3 0,9   45 32 28 46 * 38 130
Гелиос-103 53          1:1,8 — 1:22 6/4 0,9   44 55 28 47 * 45 150
Юпитер-9 85          1:2 — 1:22 7/3 1,15 28 30 18 60 * 80 335
Юпитер-11 135          1:4 — 1:22 4/3 1,5   18 34 19 55 * 93 290

*Более подробные данные об этих и других отечественных объективах

В начало страницы


Видоискатель для сменных объективов

При работе дальномерной камерой со сменными объективами с иными, нежели у штатных (Юпитер-8M и Гелиос-103 для Киева-4) фокусными расстояниями, необходимо использовать дополнительный сменный видоискатель, например, револьверного типа, показанный на рис.2.1. Он устанавливается на башмак для вспышки. В результате процесс получения кадра усложняется. Сперва нужно по дальномеру навести аппарат на резкость, потом выставить границы кадра по сменному видоискателю и только после этого можно нажимать на спусковую кнопку.

Но на втором шаге может появиться характерная для дальномерок проблема. Если сменный объектив длиннофокусный, да ещё он используется при съёмке с относительно близких расстояний (до 10 м), то в обязательном порядке нужно учитывать вертикальный параллакс между оптическими осями объектива и видоискателя, который составляет около 8 см. Для этого на барабане видоискателя нанесены деления коррекции параллакса. Эта необходимость иллюстрируется простым примером: если при съёмке с минимальной для объектива Юпитер-11 дистанции 1,5 м видоискатель установлен на деление «бесконечность», то линия, проходящая в его рамке по нижнему краю кадра, на негативе окажется почти в центре! Прежде, чем я привык к этой особенности, напрочь загубленными оказались два десятка кадров на разных плёнках.

На съёмку короткофокусным объективом Юпитер-12 параллакс сменного видоискателя влияет не столь сильно, и о нём можно не заботиться даже для минимальной дистанции съёмки, а вот с длиннофокусными Юпитер-9 и Юпитер-11 желательно отснять некоторое количество тестовых снимков, чтобы понять, в каких случаях требуется уделять пристальное внимание выбору границ кадра. Пользоваться же встроенным в фотоаппарат видоискателем в данном случае — не самая лучшая идея, потому что хотя вертикальный параллакс в этом случае меньше, появляется ещё и горизонтальный. Наводить при съёмке аппарат с учетом такого количества параметров — задача нетривиальная.

Теперь от общих слов настала пора перейти к рассмотрению объективов.

В начало страницы


Объектив Юпитер-8M 1:2 f=53мм

Диафрагмы меньше f/5.6 дают плохую разрешающую способность при съёмках удалённых ажурных объектов, поэтому такие относительные отверстия нельзя применять для кружевных сюжетов.

Бытует мнение, что Юпитер-8М это ухудшенный вариант исходного немецкого Зоннара, который выпускался в СССР под маркой Юпитер-8 (без М). Так это или нет, мне не представлялась возможность проверить. Знаю только то, что у Юпитера-8 диафрагма меняется плавно, а у Юпитера-8М она прыгающая. А вот про то, что более поздняя разработка Гелиос-103 рисует резче и контрастней, рассказано в заметке, посвященной этому объективу. Кроме того, как показывает практика, Гелиос-103 более устойчив к контровому свету — бликов ловит существенно меньше. Однако не стоит думать, что Юпитер-8М никуда не годится. Там, где нужна мягкость и пластичность изображения, он отрабатывает на все сто. Боке (рисунок в зоне нерезкости) у Юпитера приятнее, чем у Гелиоса из-за различий их оптических схем. Первый мягко размывает изображение, а второй любит раздваивать его в тех местах, где есть контрастные переходы в зоне нерезкости. Результаты сравнительной фотосъёмки представлены в заметке про Юпитер-3. В общем, для пейзажей я предпочитаю Гелиос-103, а портретов в полный рост — Юпитер-8М. Хотя в свое время, когда из объективов у меня был только этот, я снял им довольно много неплохих городских фотографий.

Одна из распространённых проблем, связанных с этим обективом и с Гелиосом-103, не относится напрямую к фотографированию, но нередко портит жизнь фотографу. Это проблема отсутствия задней крышки для штатных объективов. Они, как правило, попадают в руки владельцев уже установленными на аппарат, и в лучшем случае комплектуются передней крышкой. А при пользовании сменной оптикой без задней заглушки не обойтись. Вот и выкручиваются люди, как могут. Говорят, хорошо надевается на заднюю часть оправы объектива крышка от баночки из-под плёнки Konica Centuria 1600. Но я этой плёнкой не пользовался, а специально покупать ради такого случая не стал. Зато обнаружил, что если взять фигурную бутылочку от детского питания «Агуша» или от какого-нибудь йогурта и отрезать её нижнюю часть, как показано на рисунке выше, то она, плотно надеваясь на оправу, закрывает не только заднюю линзу, но и весь хвостовик объектива целиком.

В начало страницы


Объектив Гелиос-103 1:1,8 f=53мм

Судя по заявленным производителем характеристикам (см. таблицу 1) объектив должен быть получше своего предшественника Юпитер-8М. И действительно, картинку он выдаёт более чёткую. Чтобы это утверждение не было голословным, была проведена тестовая съёмка одного и того же сюжета — мартовского туманного леса.

Оба снимка делались при диафрагме f/4, печатались с одной плёнки, сканировались в одном сеансе, обрабатывались по одному и тому же алгоритму. Шум, который возник в процессе сканирования на дешёвом любительском сканере, не убирался никакими средствами, чтобы не вносить дополнительных искажений. Кто может себе позволить скачать большие файлы фотографий, снятых при помощи каждого из объективов, может сделать это при помощи ссылок под изображением.

Для тех же, кто не имеет возможности или желания просаживать деньги на скачивание файлов, ниже предлагаются шесть наиболее характерных фрагментов (по три с каждой фотографии) для сравнения. Первая пара взята из верхнего левого угла изображений, вторая — из центра, а третья — из верхнего правого угла.

Мартовский лес
Юпитер-8М, полноразмерное фото (размер файла 1Мб!)
Гелиос-103, полноразмерное фото (размер файла 1Мб!)
Фрагменты фотографий, сделанных с объективами
Юпитер-8М: Гелиос-103:
Мартовский лес. Фрагмент Мартовский лес. Фрагмент
Мартовский лес. Фрагмент Мартовский лес. Фрагмент
Мартовский лес. Фрагмент Мартовский лес. Фрагмент

Видно, что объектив Гелиос-103 обеспечивает большую резкость и контрастность, чем Юпитер-8М. Причём, по краям фотографий эта тенденция также сохраняется и даже, можно сказать, усиливается. То ли мой экземпляр Гелиоса-103 лучше, чем заявлено (см. таблицу 1), то ли Юпитер-8М хуже. Ведь известно, что советская оптика имеет большой разброс по качеcтву. Но в любом случае как штатный пейзажник более подходящим будет Гелиос-103, а как портретник — Юпитер-8М.

Некоторое количество пейзажей, снятых обоими этими объективами, есть на четвертой странице раздела «Природа» в галерее.

В начало страницы


Объектив Юпитер-11 1:4 f=135мм

Съёмка на диафрагмах f/4...f/5.6 с расстояния 1,5...2 м даёт очень маленькую глубину резкости переднего плана. Результат, который можно получить в этих условиях, может быть оценен по фото, приведенному ниже в заметке «Глубина резкости и точность фокусировки при максимальном действующем отверстии».Поэтому для такого рода работ объектив должен быть тщательно отъюстирован — ошибка в 5...10 см равносильна браку. Зато правильная юстировка позволяет сделать фотографии, подобные снимкам паутин на первой и на второй страницах раздела «Природа» в галерее.

Если съёмка на этих диафрагмах ведётся с расстояния порядка 10 м, то легко получить отличную резкость переднего плана при заметном размытии заднего. Пример дан в заметке «К вопросу о сменных объективах, зумах и дистанции съёмки». На приведённых там снимках видно, что даже маленькое деревце, которое располагается всего в 2 раза дальше от фотографа, чем берёзовая рощица, получилось изрядно размытым, не говоря уже о дальнем плане. Вообще, в пейзажной фотографии это чаще оказывается недостатком, поэтому брать этот объектив на пленэр можно лишь при условии, что у вас есть штатив, который позволит снимать с длинными выдержками. Потому что диафрагмамы вам потребуются, скорее всего, f/16—f/22. А вот для портретных работ на свежем воздухе начало шкалы диафрагм может быть весьма применимым.

Съёмка с рук на выдержках длиннее 1/50 секунды даёт смаз более чем в половине случаев. Да и 1/50 — тоже не всегда позволяет снять без шевелёнки... Но это известная проблема длинного фокуса: чем больше, тем требовательней к устойчивости. Существует простое правило определения максимальной выдержки для съёмки с рук в зависимости от фокусного расстояния объектива. Знаменатель дроби должен быть больше либо равен фокусному расстоянию объектива, то есть для Юпитера-11 1/125 секунды (чуть больше точного значения 1/135) — верхний предел, что и подтверждается практикой. Конечно, если вы перед этим крепко выпили или пробежали несколько километров, то шевелёнка будет и на 1/500, но для обычных ситуаций этим правилом можно пользоваться. Так были получены вполне удачные снимки Солнца на закате, также размещенные на второй странице раздела «Природа» в галерее.

В начало страницы


Объектив Юпитер-12 1:2,8 f=35мм

Этот широкоугольный объектив — натуральный айсберг. На рисунке видно, что его передняя линза утоплена настолько глубоко, что никакая бленда при съёмке не нужна. Нечто чёрное внизу — это банка-крышка, которая прикрывает блок линз. Задняя линза при установке Юпитера-12 на фотоаппарат практически касается шторок затвора. Это привносит некоторую сложность в процесс смены объектива — приходится быть очень аккуратным, чтобы не поцарапать линзу, например, о байонет, или не заляпать её пальцем. Поэтому, кстати, когда покупаете этот объектив с рук, нужно быть внимательным: некоторые умельцы ставят взамен поцарапанного заднего линзоблока такой же от другого объектива. Так что первое, что нужно сделать с ним после покупки, — отнести в юстировку.

Ещё одна особенность, присущая этому объективу в заметной степени — изрядное виньетирование на открытых диафрагмах.

Также я сталкивался с тем, что если источник света оказывается в радиусе половины кадра от центра кадра (в моём случае это были закатно-рассветные сюжеты с солнцем на снимке), то по центру кадра оказывается хорошо заметный блик, повторяющий форму пятилепестковой диафрагмы объектива. Да и вообще, склонен этот объектив ловить зайцев в контровом или в задне-боковом свете. А ещё в сюжетах вроде снежного пейзажа (даже в пасмурный день) или глади озера туманным утром, когда солнце даже не вылезло из-за леса. Блики эти имеют гнусный синий оттенок и располагаются вблизи центра кадра.

Как показывает практика, к этому вредительству особо склонны ЛЗОСовские объективы.
Лучше, если есть варианты, поискать КМЗшные экземпляры. В сети есть удобный определитель завода-производителя оптики по эмблеме на оправе.

Но если вы думаете, что вам только и остается, что выкинуть ваш ЛЗОСовский объектив с царапанной задней линзой, то вы ошибаетесь. Из него можно соорудить отличный монокль-широкоугольник. Кстати, при вскрытии Юпитера-12 и последующей разборки на органы для монокля была обнаружена причина его любви к бликам. И найдено простое и эффективное противоядие. Прочесть об этом можно в заметке о модернизации монокля.

Что же касается особенностей съёмки, то в первую очередь необходимо сказать об известном свойстве всех широкоугольных объективов: об усиленной передаче перспективы. Чем короче фокус, тем сильнее выражены перспективные сходы линий рисунка. Наилучший объект для обнаружения этой особенности — архитектурные сооружения. Прямые углы и параллельные линии позволяют выявить любое отклонение. Ниже даны две фотографии одной и той же церквушки, снятые объективами Юпитер-12 и Юпитер-8M с одной точки. Оптическая ось объективов отклонялась от горизонтали, чтобы захватить в кадр церковь целиком. Это, естественно, привело к возникновению перспективных искажений, так как съёмка велась с достаточно близкого расстояния, примерно равного высоте объекта. На первом фото завал линий, вызванный наклоном фотоаппарата, выражается очень ярко, на втором — существенно слабее, хотя тоже заметен.

Церковь. Юпитер-12
Объектив Юпитер-12
Церковь. Юпитер-8м
Объектив Юпитер-8м

Выходит, в случае съёмки архитектуры широкоугольником пользоваться нужно с большой осторожностью, но, например, при съёмке дороги, уходящей вдаль или другого сюжета, в котором нужно подчеркнуть глубину пространства, он будет хорошим подспорьем. Примеры, данные в заметке «К вопросу о сменных объективах, зумах и дистанции съёмки» хотя и сняты не широкоугольником, однако служат хорошей иллюстрацией этого предложения.

В начало страницы


Объектив Юпитер-9 1:2 f=85мм

Объектив этот предназначен в первую очередь для портретной съёмки. Он даёт очень приятный мягкий рисунок, что как раз и нужно для этого жанра. Опыт съёмки показывает, что на диафрагме f/2.8 лицо, снятое с дистанции около двух метров, получается резким от кончика носа до ушей (каков запас глубины резкости для диафрагмы f/2 можно оценить по результатам тестовой съёмки c минимальной дистанции на максимальном действующем отверстии). Если и есть небольшой уход из зоны резкости, то он не сильно заметен, главное, чтобы фокусировка велась по глазам. А вот фон, даже не очень удалённый, на таких отверстиях размывается на 5 с плюсом! Всего в метре от точки фокусировки всё будто размывает плотный густой туман. При этом рисунок в зоне нерезкости тоже мягкий и приятный, без резких переходов даже на контрастных участках, которые есть на фото 1 (1/250с, f/2.8, 200 ISO).

А вот если, наоборот, с дистанции, близкой к минимальной, нужно получить резким относительно протяжённый объект — начинаются проблемы. Скажем, букет цветов, снятый с 1,3 м, полностью в ГРИП не влезает и при диафрагме f/5.6 (см. фото 2 — 1/5с, f/5.6, 200 ISO). Работать можно либо с отверстиями f/8—f/11, либо располагая объект дальше от аппарата.

Работа на дистанциях от нескольких метров никакими существенными особенностями не обладает — всё как для многих других объективов.

Рыбак Гводзики
Фото 1 Фото 2

В начало страницы


Объектив Юпитер-3 1:1,5 f=53мм

На данный момент Юпитер-3 является последним объективом для «Киева», который мне удалось приобрести. В нем подкупает как светосила, так и 13-лепестковая диафрагма, которая обещает очень мягкий и приятный рисунок в зоне нерезкости — то, что фотографы называют японским словом боке.

И это в самом деле так. Тестовые съемки показали, что даже на таких сложных объектах, как трава или частые ветки, Юпитер-3 дает наименее мерзкий рисунок в зоне размытия. Самый неприятный из трех полтинников в этом смысле — Гелиос-103, что уже обсуждалось выше. Но за всё приходится платить. В случае с Юпитером-3 плата заключается в более заметном падении разрешающей способности к краям кадра (см. таблицу 1) и в меньшей глубине резкости. А это значит, что любой промах в фокусировке чреват браком. Не терпят светосильные объективы суеты.

Результаты работы на диафрагмах от f/5,6 до f/22 не имеют существенных отличий от фотографий, сделанных Гелиосом-103 или Юпитер-8М.

Сравнение рисунка всех трех полтинников в зоне нерезкости дано на следующих фотографиях. Слева направо: Гелиос-103, Юпитер-8М, Юпитер-3. Фото 1 было сделано при максимальном относительном отверситии (f/1,8; f/2; f/1,5, соотвественно), а фото 2 — при диафрагме f/5,6. Дальномер наводился на глаз динозавра. Видно, что Юпитер-8 промазал, его надо юстировать: наиболее резким получилось бедро, а не глаз. И на диафрагме f/5.6 неправильная фокусировка тоже заметна. Остальные объективы фокусируются корректно.

Фото 1 Фото 2

В начало страницы


Глубина резкости и точность фокусировки при максимальном действующем отверстии

Для проверки глубины резкости объектива и точности наводки на резкость на максимальном отверстии и минимальной дистанции фокусировки была снята серия фотографий шурупов, приведённая ниже. Шурупы всегда под рукой в любом доме и с некоторым допущением могут выполнять роль этаких тест-объектов для проверки резкостных и контрастных характеристик объектива. Нечто вроде очень грубых мир. Цель эксперимента: определить, какую глубину резкости и точность фокусировки обеспечивает в данных условиях каждый объектив. Центральный шуруп располагался на той дистанции от плоскости плёнки, которая в таблице 1 определена как минимальная для каждого объектива. Шурупы слева от центрального располагались дальше от объектива с шагом в 5 см, а справа — ближе к нему с тем же шагом. Так, для теста Юпитера-3, Юпитера-8М, Гелиоса-103 и Юпитера-12 они были расставлены на расстоянии 100, 95, 90, 85, 80 см от плоскости плёнки (слева направо). Для Юпитера-9 расстояния были 125, 120, 115, 110, 105 см,а для Юпитера-11 — 160, 155, 150, 145, 140 см. Дальномер аппарата наводился на центральный шуруп. Фрагменты полученных фотографий даны ниже. Снимок, сделанный Юпитером-11 дан в масштабе, уменьшенном в 2 раза относительно остальных снимков.

Юпитер-3, f/1.5 Юпитер-8М, f/2 Гелиос-103, f/1.8
Юпитер-12, f/2.8 Юпитер-9, f/2 Юпитер-11, f/4

Видно, что объектив Юпитер-8М имеет сдвиг фокуса в сторону удаления при съёмке с минимального расстояния на максимальном отверстии. Если погрешность мала, то это не дефект юстировки, а свойство оптической схемы Зоннар, к которой относятся этот объектив, а также Юпитер-3, Юпитер-9 и Юпитер-11.

Дело в том, что на открытой диафрагме в дело формирования изображения вступают лучи, проходящие через периферийную область. Они фокусируются в другой плоскости, слегка отличной от плоскости плёнки. С этим сделать ничего нельзя, с этом нужно свыкнуться, то есть для получения максимально резких изображений при съёмке данным объективом с открытой дыркой необходимо вводить соответствующую поправку. Но в нашем случае сдвиг фокуса слишком велик, поэтому объектив нуждается в юстировке. Фокусировка Юпитера-3 и Гелиоса-103 более точная, а широкоугольный Юпитер-12, как и портретник Юпитер-9, имеет небольшой сдвиг фокуса в сторону фотоаппарата. Длиннофокусный Юпитер-11 отработал без сдвига.

Проделав такой примитивный тест со своим свежекупленным старым объективом можно сделать вывод, стоит ли его тащить в юстировку. Кстати, на вот этой страничке есть хороший калькулятор и формулы для расчёта глубин резкости при различных фокусных расстояниях, диафрагмах и дистанциях съёмки.

В начало страницы


Виньетирование

Виньетирование — это недостаточное освещение краёв кадра из-за различных физических препятствий на пути лучей, создающих изображение на периферии кадра. Более точное описание явления звучит так: «частичное затемнение пучка лучей, вступающего в оптическую систему, происходящее вследствие его ограничения диафрагмами прибора. Виньетирование приводит к постепенному падению освещённости изображения при переходе от центра к краю поля зрения.» И ещё: «Виньетирование играет существенную роль в фотографических объективах. Обычно оно не превышает 30-40%, но в широкоугольных объективах может достигать 50-60%, в результате чего фотопластинка на краях оказывается недоэкспонированной.» (Тудоровский А. И., Теория оптических приборов, ч. 1, М. - Л., 1948; Мандельштам С. Л., Введение в спектральный анализ, М. - Л., 1946.)

Виньетирование. Юпитер-12, f/2.8

Пример виньетирования для объектива Юпитер-12 на максимальном действующем отверстии f/2.8 дан на фотографии звездного неба. Экспозиция составила 20 минут, за это время звезды оставили яркие следы на всём поле снимка за исключением углов. Это потемнение в углах и вызвано виньетированием — большая часть лучей от объектов, расположенных в этих областях, не дошла до плёнки. Значит, максимально открытую диафрагму можно использовать только в самых крайних случаях, когда других вариантов просто не остаётся. Разумеется, виньетирование присуще не только этому объективу в наборе оптики для Киева-4. Но на нём оно проявляется наиболее заметно. А если на любой объектив накручиваются фильтры, то об этом явлении помнить просто обязательно. Лично я для навинчивающихся фильтров использую переходное кольцо с резьбы 40,5 мм на резьбу 52 мм — и фильтров такого диаметра в продаже не в пример больше, и виньетирование от них не проявится.

В начало страницы


Что ещё почитать про фотоаппарат «Киев-4»



В начало страницы
Обновлено: 31.03.10

Hosted by uCoz