на главную

А вот так будет лучше!

3. Маленькие хитрости

Главная страница

А вот так будет лучше!

  1. Выбираем экспозицию
  2. Строим композицию
  3. Маленькие хитрости
  4. Киев-4
  5. Улыбочку!

Полезные ссылки

Галерея

Карта сайта

Добавить в избранное


Содержание страницы


Съёмка фактур

При съёмке объекта с выраженной фактурой поверхности следует применять определённые схемы освещёния. Какие — понять нетрудно. Фактура означает наличие неровностей, которые лучше всего проявляются при малых углах падения направленного света по отношению к плоскости поверхности. В этом случае, как известно, тени от неровностей длинные, хорошо выраженные. А чередование ярко освещённых участков с затенёнными приводит к проявлению фактуры на снимке.

Однако если фотоаппарат расположить так, чтобы направление съёмки совпадало с направлением падения лучей света, то теневые участки оказываются закрытыми от наблюдателя, и поверхность теряет фактуру, как это произошло, например, на фото 1а (1/250c, f/5.6, 200 ISO). Кирпичи выглядят гладкими, только облупившаяся кое-где краска да линии кладки нарушают эту гладь стены. Но достаточно сместиться так, чтобы освещение стало боковым по отношению к фотоаппарату, как картина меняется: на фото 1б (1/50c, f/5.6, 100 ISO) шершавость стены и оконного переплета передана намного лучше.

Ещё один пример съёмки фактуры шероховатой стены (на этот раз при задне-боковом освещении) показан на фото 1в (1/125c, f/5.6, +1EV, 200 ISO). Неровность поверхности выражена ещё сильнее, потому что площадь теневых участков, попадающих в кадр при таком угле съёмки, становится ещё больше. Причём, следует отметить, что при передержке или недодержке фактура начинает пропадать — обратите внимание на левый верхний и правый нижний углы в этом этюде. Причины этого очевидны и об этом явлении нельзя забывать, чтобы не испортить снимок.

Фото 1а Фото 1б Фото 1в

Задне-боковое освещение позволило также передать фактуру снежного ковра на фото 1г. А вот на фото 1д снег (за исключением места, истоптанного рыбаками) несмотря на боковое освещение не выглядит таким рассыпчатым как из-за удаленности от точки съёмки, так и от передержки. Однако в данном случае это не портит снимок, гладкость снежного покрова уместна.

Рассеянный свет, естественно, скрадывает фактуру поверхности, потому что этом освещении отсутствуют резкие перепады яркости. На фото 1е заснеженное поле рельефно только там, где проходит лыжня. В остальных местах оно кажется почти гладким. Однако не стоит думать, что отсутствие фактуры — всегда минус или нулевое значение. Если мы снимаем, например, портрет пожилого человека, то направление света, выделяющее морщины на лице, способно сделать снимок более драматическим. А вот при съёмке детей или молодых женщин этот эффект вряд ли встретит понимание моделей и зрителей. Поэтому, как правило, для освещения лица в такого рода портретной съёмке применяется рассеянный естественный или искусственный свет.

Фото 1г Фото 1д Фото 1е

Гладкие поверхности, как бы странно это ни казалось, тоже хорошо передаются при освещении, отличном от фронтального. Так, блик на яблоке на фото 1ж
(1/250c, f/8, 100 ISO) дает понять, что перед нами гладкий объект. При этом задне-боковое освещение выделяет полутенями форму предмета, которая полностью потерялась бы переднем или рассеянном освещении, выродившись в ровно освещённое плоское пятно, как это произошло с цветком на фото 1з
(1/1000c, f/8, -1EV, 100 ISO).

Фото 1ж Фото 1з

В начало страницы


Отражение на мокром асфальте

Мне однажды стало интересно, а насколько хорошо получается съёмка отражений не в лужах, а на асфальте, смоченном дождиком. Результат испытаний показан на фото 2a (1/25c, f/5.6, -0,5EV, 200 ISO). Должен заметить, что будучи без зонтика, я спешил и впопыхах не проверил дистанцию фокусировки: 2 метра вместо 10...15. Когда я обнаружил эту оплошность, естественно, было уже поздно. Но вместо удручающей я увидел вполне приемлемую картинку. Это, в общем-то, неудивительно, если учесть, что само по себе изображение на мокром асфальте нерезко, и некоторый расфокус не вносит ощутимых искажений, чего не скажешь о башне и стене, фрагменты которых заметно нерезкие. Поэтому данный эскиз послужил основой двух выводов: снимать фото с участием отражений на мокрой дороге можно и нужно, а наводиться на резкость следует по основным элементам композиции, не обращая внимание на то, внутри или вовне глубины резкоизображаемого пространства находится отражение на асфальте.

Фото 2б (1/125c, f/2.8, 200 ISO) было снято с учетом этих соображений. Во время сентябрьского дождика под сенью лип экспонометр отказывался работать, поэтому экспозиция бралась «из головы», отчего кое-где на небе вышли слегка пересвеченные пятна. Но рассматриваемый эффект — отражение в мокром асфальте используется полной мерой для передачи настроения ранней осени.

Фото 2а Фото 2б

В начало страницы


Что ещё почитать про тонкости фотосъёмки:



В начало страницы
Обновлено: 21.06.10

Hosted by uCoz