Дорожные зарисовки:

Полезные ссылки

Галерея

Карта сайта

Нам нравится отдыхать в Испании. Поэтому, планируя очередную летнюю поездку на море, мы решили снова навестить испанские берега. Стали выбирать место, где ещё не были, чтобы вода была гарантированно теплой, чтобы в окрестностях нашлось что посмотреть, и чтобы развлечения для детей тоже имелись. В результате купили путевку в туристический центр юга Валенсийской области — Бенидорм. Я заранее знал, что сам город, многолюдный и шумный, мне не очень придется по вкусу. Но близость к детскому парку аттракционов «Терра Митика» перевесила нелюбовь к толпам.

Отель я уже выбирал куда более придирчиво, пытаясь найти тихое место в совсем не тихом городе. И, надо сказать, с помощью гуляний в гугле по улицам и чтения отзывов отлично получилось — окна нашего номера выходили на старинное кладбище. Нас это не печалило, даже наоборот: спокойствие гарантировано. Плюс, номера на этой стороне дешевле, а у тех, кто доплатил за вид на море, всю ночь под окнами орал отдыхающий в барах на набережной молодняк.

Летний отдых у нас проходит по устоявшейся уже схеме. Живём в прибрежном отеле, ходим купаться, сытно едим и хорошо спим. А время от времени совершаем вылазки на машине по заранее подобранным маршрутам, выезжая после завтрака и возвращаясь к ужину. Так и нам не скучно, и дети не устают от разъездов. А чтобы им было совсем весело, водим их в парк аттракционов. «Терра Митика» до боли в отдельных местах напоминает известную «Порт Авентуру», что в Салоу. Так же, как и там, можно купить «проездной» на многодневное посещение, который стоит чуть дороже, чем билет на два дня подряд. Это очень удобно, не нужно торчать в парке с утра и до вечера, чтобы дети прокатились на всем, на чем им хочется. Не нужно стоять в очередях, потому что другого раза не будет. Спокойно заехали на машине между утренним и вечерним купанием на пару часов, прокатились на трех-четырех аттракционах, и хватит. В общем, дети ходили в «Терру Митику» напряженней, чем я на работу, — каждый день без выходных!

Через день после прилета мы совершили первый пробный выезд в деревню Гвадалест. Турфирмы возят туда организованные экскурсии, поэтому, быстро позавтракав, мы прыгнули в машину и поехали, чтобы оказаться на месте раньше толп туристов. Дорога петляет по горам, в долинах периодически мелькают маленькие поселения. В Гвадалест туристов заманивают открыточными видами старой колокольни на горе. Но там есть что посмотреть и без неё. Вся Валенсийщина буквально нашпигована старыми замками и крепостями, которые были то римскими, то карфагенскими, то мавританскими, то христианскими. В Гвадалесте тоже была своя крепость, изначально построенная арабами тысячу лет назад. Потом её частично сломали люди, частично землетрясение. В итоге уцелело совсем немного. Чтобы пробраться в поселение, нужно пройти сквозь туннель в скале. Первым туда как самый смелый ринулся младший. Пройдя по узкой улице, вышли на центральную площадь с исключительно туристическими лавками и кафе слева. Зато справа — то, что я люблю, — природы!

Недалеко от озера возвышается каменный утес, увенчанный каменной кладкой и ровной площадкой. Я так решил, что это фундамент какой-то древней постройки. Но вот зачем она была нужна на отдельно торчащей скале, и как её там построили — загадка. Вдоволь налюбовавшись озером, вернее, водохранилищем, мы поднялись наверх к останкам крепости. По пути попадались столбики загадочного религиозного назначения с картинками на библейские темы внутри. С самой вершины вид на колокольню мне понравился гораздо больше стандартного. Ощущается высота обрыва, на краю которого её соорудили. На последнем фото внизу слева видны белые ворота, через которые мы и попали сюда.

Когда мы уже спускались вниз к машине, вся площадь и единственная улица внутри исторической части Гвадалеста были заполнена привезёнными туристами. Расчет на ранний выезд оправдался.

После Гвадалеста по плану надо было посетить водопады Альгара. Течет там река с таким названием и в горной теснине образовывает каскад водопадов. Смотрится на картинках безлюдно и красиво. В реальности же после часа езды по серпантину мы обнаружили просто адские толпы испанцев, приехавших на пикник. На жаре, конечно, хорошо влезть в прохладную воду и стать прямо под водопад, остывая с шипением и потрескиванием. Это нас такой водой летом не удивишь, у нас горячую обязательно отключают. Как-то не учел я, что в выходные местные ломанутся именно сюда, а не на море, и найти свободное место и уж тем более сфотографировать водопады будет вообще никак не возможно. Человек, одетый в шорты и футболку, и с фотоаппаратом на плече среди плавок и купальников выглядит несколько вычурно. Так что я плюнул с досады в светлые струи Альгара, и мы уехали, завершив первый день поездок.

Через день мы поехали по так называемому «Маршруту замков». Про него я узнал из испанского путеводителя. Русскоязычные есть только про Каталонию, Андалусию и крупные города. В остальные части Испании наши туристы особо не ездят, спроса нет. А тут в прошлую поездку я в книжном увидел кучу местных путеводителей по менее популярным местам, и сразу схватил все интересные мне. И практика в изучении языка, и польза в подготовке поездок. Вот и вычитал в одном из них про такой маршрут. Крепостей там штук восемь на расстоянии 15-20 километров друг от друга. Все неогламуренные, сохранившие воинственный вид. Все древние, не раз переходившие из рук в руки, со следами взломов. Есть что посмотреть. Мы ограничились пятью самыми интересными для нас. Поездка получилась как раз на весь день.

Ближе всего к Бенидорму расположена крепость Касталья (Castalla). Все замки на маршруте можно не только посмотреть снаружи, но и посетить, но у каждого своеобразный график работы, совместить все нереально. Туристов в этих краях мало, замки не особо знаменитые, поэтому вот так. Например, Касталья открыта с 17 часов всего на один час, каналья. И ещё не каждый день. Так что мы её облазили снаружи и уехали.

Зато следующий замок, Биар (Biar), более приветлив к посетителям. Мы залезли на башню, по пути пригибаясь, чтобы не приложиться лбом об перекрытия на лестнице. С башни нас чуть не сдуло ветром — парапет невысокий, страшно. Сверху хорошо видны следы перепланировки — зубцы внутреннего ряда стен заровняли, построили внешнюю стену и прочее по мелочи. Церковь имеет характерный для этой местности купол, напоминающий цветок-колокольчик. Здесь по бедности он простой черепичный, а в более крупных городах встречаются, как правило, ярко-синие, украшенные белыми звездами или узорами.

По пути вниз мы посидели на тронах в башне и сделали снимок половичка с гербом Биара, висящего на стене в тронном зале. Спустившись с башни, мы еще побродили по замку. И пофотографировали, конечно. Расспросили смотрительницу музея на предмет того, где лучше пообедать, получили рекомендации и отлично поели в местном ресторанчике. Затем, повеселев, стали гулять по узким улицам города. Они расположены кольцами на склоне холма с замком и соединены крутыми радиальными переулками. В испанском путеводителе было написано, что из всех городков с замками Биар — самый привлекательный. Не врут!

Фонтанов по всему городку натыкано великое множество. По фотографиям видно, что мы блуждали по улицам в самое жаркое время, когда все прячутся под крышами и наслаждаются кондиционерами. На улицах вообще никого не было, вымерший город. Ну а мы перемещались по теневой стороне. В машину только было непрятно залезать после прогулок. Раскалялась она сильно, чувствовали себя пирогами в духовке, пока ветерок не обдует, и кондиционер не раскочегарится.

Самым красивым замком на маршруте по нашему общему мнению была Вильена (Villena). Как и в Биаре, у местной крепости двойное кольцо стен. Замок выглядит отменно, что издали, что вблизи, но для посещения закрыт с этого лета — реконструкция. Хотя снаружи и не скажешь, что этим зубам нужен стоматолог. Однако главный вход теперь заколочен, на дверях табличка «приходите как-нибудь потом».

Мы обошли его с разных сторон. Обнаружили «пулеметное гнездо» под стеной и забросили в него гранату. Пока мы стояли на смотровой площадке и таращились на окрестности, подъехали сразу три полицейских машины. Причем это была не местная полиция, а policia nacional, которая мелкой фигней не занимается. Кроме нас на площадке никого не было, поэтому сразу стало неуютно. Полицейские о чем-то посовещались, побухтели в рацию, потыкали пальцами куда-то вдаль. Лично я там ничего особенного не увидел. Снова побухтев в рацию, они подошли к нам. Младший спрятался за маму, старший сделал вид, что он тут вообще шишки собирает, а не пытается камни за стену перебросить. Вполне дружелюбно пообщались на англо-испанской смеси. Их заинтересовало, откуда мы. «Из России? Это... это очень далеко!» Стало очевидно, что русские туристы в этих краях редкость, больше ничего о России местные полицейские вспомнить не смогли. Зато дали нам совет беречься шныряющих поблизости банд цыган, которые тырят деньги и — взгляд на фотоаппарат — технику. И они уехали по своим делам.

А мы, погуляв вокруг замечательного замка, поехали к следующему в поселок Сакс (Sax). Крепость торчит на такой высокой и крутой горе, что вообще неясно, зачем она там нужна, оттуда даже спускаться непросто, чтобы кого-нибудь поугнетать. Даже проложенный серпантин довольно крут. А вверху так и вообще дорожка огорожена, чтобы туристы ненароком не улетели вниз. Рядом с замком установлен комикс, показывающий, как его штурмовали, ломали и перестраивали. Я, если честно, в описании и картинке штурма не разобрался, но сфотографировал. Вдруг кто сможет прояснить детали.

Последний замок на маршруте того дня — Новелда (Novelda). Отличается от остальных тем, что арабы, постоившие его месте римской крепости, с неясной целью соорудили треугольную башню. Я таких изысков раньше не встречал, и даже не читал о подобном. Поэтому и включил Новелду в наш маршрут.

Другая причина заезда — то, что в двух шагах от крепости на том же холме стоит святилище имени Марии Магдалины. Оно так и называется: святилище (santuario). Не церковь (iglesia) и не собор (catedral) почему-то. Кто был в Барселоне, тот, глядя на фотки святилища, сразу вспоминает Саграду. И не зря, святилище строили последователи Гауди. Но размах у них был поменьше, поэтому в отличие от своего учителя с постройкой церкви они управились быстрее.

Сбоку от церкви — памятник ее покровительнице, почему-то обсаженный кактусами. Везде вокруг цветут обычные цветы, а тут — вот такое решение.

Все здание отделано плитками-асулехос (azulejos), сильно популярными в этом регионе. Из них чего только не делают: и дорожные указатели, и номера домов. Не говоря уже про декор. Надо признаться, что я тоже не удержался и купил украшенный всякими рельефными финтифлюшками керамический номер для квартиры. И при возвращении присобачил его над входной дверью, чтобы был.

Пока я ходил вокруг построек с фотоаппаратом, младший заявил, что крепость построена неправильно, надо ее переделать. Он вообще у нас парень хозяйственный. Взял камень, стал долбить ступеньки. Занимался этим сосредоточенно минут двадцать. Когда мы всё осмотрели и отсняли, позвали его ехать домой ужинать. Недовольству не было предела: «Я тут еще не всё переделал, что вы мне мешаете!» Пришлось воздействовать авторитетом, пока и в самом деле не переделал.

Можно посмотреть видеоролик, снятый в этой поездке и дополняющий рассказ и фотографии:

Третья поездка была в Аликанте. Город хорош тем, что все достопримечательности скучкованы на небольшой территории, далеко ходить не надо. Другое удобство — огромные подземные парковки на центральных улицах. Увидел ближйший указатель, зарулил под землю, а там идет параллельный дороге слой, а ниже — еще один. Мне как инженеру такая трассировка нравится, удобно и привычно, переходных отверстий между слоями много. Парковки платные, но деньги разумные, как потом выяснилось, — около евро в час.

На поверхности ближайшим зданием от нашей парковки оказался модернистский центральный рынок. В нём мы тут же посетили бесплатные туалеты, чтобы потом их не искать. Через рыбный отдел к заветным кабинкам идти было интересно — только что тигровых акул не продают — всякие гадости есть. От рынка недалеко — средневековый квартал. Поперек барселонского готического слабоват, конечно, но тоже ничего. Две церкви, святого Николая и святой Марии. Николай считается главнее Марии, что нетипично для Испании. Путеводитель изображает красивый фасад главной церкви, а на деле там построена какая-то стекляшка, закрывающая старинный вид. Уродуют историческое наследие, и не мучаются угрызениями совести, гады! Внутри же шла важная служба, такого количества священников и народу я не встречал еще. Так что удалось поснимать только в клуатре собора. Под иконой, сделанной из асулехос, как любят в провинции, стоит ящик для пожертвований, но я жадный, евры зажал. Стоит и старый часовой механизм, никто за машиной не следит, ржавая вся — бардак.

Дальше путь проходил через аликантийский горсовет — Ajuntament. На удивление, в здание пускают бесплатно и почти во все помещения, так что мы там основательно прошлись.

На главной лестнице установлена табличка, обозначающая реперную точку, откуда отсчитываются высоты по всей Испании. Прям к первой ступеньке и прикручена отметка «3 метра над уровнем моря», а рядом — большая доска с пояснениями, что это не просто так. На лестнице стоит копия так называемой «Дамы из Эльче». Это древний бюст неизвестной гражданки, который раскопали рядом с Эльче, городом недалеко от Аликанте. Само изваяние вызывает споры ученых о своем происхождении и изрядно поскиталось по разным музеям. По разным местам провинции Аликанте понатыканы её копии. В Бенидорме тоже есть на набережной. И здесь вот, куда ж без неё.

На втором этаже размещаются главные залы горсовета: общий зал для пресс-конференций, с ковриком на стене, зал заседаний, опять же с ковриком, и молельная комната. Видимо, чтобы после принятия какого-нибудь постановления замолить грехи. Ремонт в помещениях, конечно, требуется, обои уже грязноваты, коврики затерты. И что характерно, никто там, похоже, и не в курсе, что коврик на стене — отстало и некультурно.

Последняя остановка на пути к крепости Аликанте — церковь святой Марии. Там тоже шла служба, но народу было не в пример меньше, чем у Николая. У обеих церквей и у горсовета одинаковые витые колонны у входа.

В крепость Санта Барбара, то есть по-нашему имени святой Варвары, стоящую на горе над пляжем, поднимают на лифте. А до лифта нужно пройти по горизонтальному туннелю от городского пляжа до середины горы. В лифте наблюдали, как испанская пенсионерка ожесточенно доказывает лифтерше, что её должны катать бесплатно. А та не сильно вежливо отбрехивается. Я понял не все выражения, но эмоциональный накал донес, что требовалось. Всё как у нас, даже жесты те же!

Крепость расположена в крупном городе на побережье, так что народу там не в пример больше, чем в замках в глубинке. Но и сама крепость немаленькая, хоть и покоцанная землятресением. Почти полгоры занимает, построена в пять ярусов, соединённых каменными лестницами и разделённых внутренними стенами.

Дети носились туда-сюда, рассматривали всякие древности, выставленные в казематах, и форсировали рвы и стены. Кто только там не отметился — и римляне, и карфагеняне, и арабы, и христиане. Удобный порт, центр по добыче мрамора, и просто хорошее место. В темных углах крепости расставлены рыцарские доспехи, а наверху стоят осадные орудия. Дети тут же принялись трогать баллисту, а я их стал фотографировать. Хорошо, что в стрелу был вбит гвоздь как предохранитель, не дающий ей вылететь. Потому что когда дети натянули тетиву, я увидел, что стрела направлена точно в задницу туристу, облокотившемуся на парапет и любующемуся видами. Вот бы подарочек был!

Мы планировали потратить на Аликанте весь день, а управились за половину, даже к концу обеда успели обратно. Если не ходить по магазинам, то, в общем, и делать там больше нечего.

А теперь — про подземелье! Есть такая пещера Cueva de calaveras на полпути от Бенидорма до Валенсии. Слово calavera я не знал и поленился перевести, зато понял из испанского путеводителя, что там есть всякие древности, окаменелости и пещерный инстаграм — наскальные рисунки доисторических людей. А раз так, надо ехать и смотреть. Вход в пещеру сейчас культурный, а древние человеки спускались внутрь по узкому почти вертикальному лазу. Его на снимке видно справа, где дядька на лестнице стоит. Неудобно было, наверно, зато безопасно.

Уже потом, дома, в многоязычном буклете, выданном на входе, я вычитал, что название переводится как «Пещера черепов» и связано со старинной легендой. Как все старинные легенды она отличается добротой и пацифизмом. Дело было так. Когда христиане крепко прижали местного арабского правителя, тот, прихватив самое ценное — казну, верного слугу и 50 наложниц, — скрылся в этой пещере. И с той поры — ни слуху, ни духу. А в более поздние времена один добропорядочный христианин нашел лаз в пещеру, спустился внутрь и наткнулся в глубине на 50 черепов, лежащих ровным кружком. Чуть далее он нашел ещё один, по-видимому, принадлежность слуги. Но никаких следов правителя или сундука с сокровищами так и не нашел. Я бы тоже так всем и рассказывал. Мол, гарем видел, Махмуда видел, а Черного Абдуллу и деньги — нет, не видел!

Что самое интересное, черепа в пещере есть и сейчас. Только они ненастоящие и иллюстрируют эволюцию. Хомо сапиенс — самый дружелюбный, остальные недобро как-то щерятся из темноты. Чуть поодаль — композиция из жизни пещерных людей.

Но это все лирика, а главное в пещерах — сталактиты, сталагмиты и прочие корявые образования. Там, где на стену падает свет, тут же начинается непещерная жизнь. Пятнами вырастает зеленый мох, а под самым ярким источником колосилось нечто, похожее на клевер.

По всей пещере развешаны таблички, предлагающие посмотреть окаменелости, которые ученые не смогли выковырять из сводов. А вот инстаграмм хакнули и уволокли в музей в нескольких километрах от пещеры. Гнусное вероломство! Пещера открыта для посетителей не вся, путь преграждает решетка с амбарным замком, за которой шумит вода. Пишут, что в дождливое время вода поднимается оттуда на 12 метров и заливает часть маршрута. Да и вообще, воды там раньше было больше, а потом для туристов один из сифонов слили и проложили дорожку напрямик. По пути разные наплывы подсвечены, чтобы турист смог включить воображение и оценить фантазию природы.

В пещере хорошо и прохладно, получилась хорошая передышка от жары. По дороге домой попадались всякие старые строения, под которым зреют плоды кактусов. Пробовать не стал, ну его. За полем лука с торчащей на нём пальмой виднеется скала Ифач. Её изображения постоянно мелькают в рекламе курортов побережья. Там заповедник и птичий базар. Мы решили, что лучше посмотреть на скалу издали. Посмотрели и —домой.

На следующий день вместа традиционного похода в парк аттракционов мы зашли в расположенный неподалеку зоопарк Terra Natura. Территория у зоопарка большая, но животным отведено не так уж много места. А вот дорожки между разными тематическими зонами длинные и запутанные. Ну, младший ещё ни разу не был в зоопарках, вот и побывал.

Напоследок была запланирована поездка в город Валенсию. Там есть много чего интересного. Но в ночь перед выездом заболел младший. Он это умеет делать качественно: сразу дает трудносбиваемую температуру под сорок, день-два она держится, потом так же резко спадает. Никуда мы не поехали, понятно. В столовой у нас уже были дружественные отношения с персоналом, поэтому, когда они узнали, что младший пропустил еду по болезни, тут же приволокли поднос со свежеотжатыми соками. Навалили гору еды, мол, пусть мальчик выбирает, чего будет есть. С одной стороны, держат марку отеля, с другой, не обязаны так прыгать. Было приятно.

Так что вместо Валенсии мы попеременно дежурили у младшего и ходили со старшим на море. Сделал я и несколько снимков в старой части Бенидорма. Правда, старый город - одно название. Все узкие улочки забиты лавками и барами, смотреть там нечего в принципе. Только рыбацкая церковь и стоит на мысе. Фотографии, что были сняты в тот день, я разместил в начале рассказа.

Маршрут наших поездок нанесён на карту. Кому это интересно, изучайте: