Полезные ссылки Мыльничная опера |
|||||||
|
Содержание страницы
Предисловие: проблемы «мыльниц» и не только Автор сайта не считает себя большим знатоком фотографии, однако время от времени знакомые просят его объяснить, почему их снимки, которые должны были стать украшением семейного альбома, оказались не совсем удачными. Как ни странно, в большинстве случаев причины проблем повторяются. Повторяются и способы их устранения. Поэтому, думается, будет небезынтересно и кому-нибудь ещё ознакомиться с этим опытом и, возможно, покритиковать его и предложить своё решение. Описанные ниже ситуации вовсе не характерны лишь для автоматических камер — с навороченной зеркалкой можно получить результат ничуть не лучше. Заваленный горизонт Причина этого дефекта в большинстве случаев весьма проста — слишком решительное нажатие на кнопку спуска затвора, что приводит к наклону аппарата — и прощай хороший снимок. Понежнее надо быть, граждане фотолюбители! Когда касаетесь кнопки фотоаппарата — вы не гашетку джойстика во время компьютерной игры давите. Конечно, иногда бывает, что фотограф в погоне за сюжетом, глядя в видоискатель, забывает выровнять линию горизонта. Тут уж надо просто быть повнимательнее. Но чаще всего причина кроется именно в чрезмерной резкости в обращении с техникой — ужасающий пример (между прочим, мой собственный) дан на фото 1а. Если у вас цифровая камера, и вы владеете графическим редактором, то снимок можно развернуть. Отпечаток с плёнки редактируется обычными ножницами. Но эти способы не всегда годятся. При сильном завале горизонта в результате поворота фотографии немаленькая часть кадра уходит в мусор — посмотрите, на фото 1б остаток выделен рамкой. Так что нужно быть внимательнее ещё на этапе съёмки.
Откуда взялась «шевелёнка» Снимая с рук без штатива можно легко испортить фотографию за счет естественного дрожания конечностей. Человек — живой организм, в нем постоянно что-то куда-то течёт, булькает и движется, а значит наличествуют естественные вибрации. Один из способов борьбы с ними — использование коротких выдержек. Выдержка — это интервал времени, в течение которого свет через объектив попадает на плёнку или фоточувствительную матрицу и создаёт там скрытое изображение. А потом при помощи различных преобразований его можно будет увидеть на экране компьютера или на фотобумаге. Чем слабее освещение, тем более длинная выдержка используется для проработки одного и того же сюжета. А раз затвор аппарата открыт в течение большего времени, значит, больше вероятность того, что либо объект шевельнется, либо рука фотографа дрогнет. Достаточно полмиллиметра смещения, чтобы на отпечатке 10Х15 см появился раздвоенный контур или смаз шириной целых 2мм — так называемая «шевелёнка». А это уже очень хорошо заметно и, что самое обидное, неисправимо. Пример дан на фото 2а. Выдержка 1/50с оказалась слишком длинной для объектива на максимальном зуме и для тяжело дышащего фотографа, поднявшегося на горку. Проблема эта решается владельцами камер с возможностью ручного управления хорошо известным методом — укорачиванием выдержки. Но это возможно далеко не всегда, да и большинство потребительских камер-«мыльниц» считают себя настолько умнее фотографа, что просто не позволяют ему вмешиваться в процесс своей настройки. Но и их можно уговорить. Как? Читайте далее.
Нужна ли функция удаления «красных глаз»? Вопрос тем, кто использует при съёмке эту функцию: а действительно ли она помогает ВО ВСЕХ случаях? Что-то сомнения у меня есть на этот счёт. Лично я не встречал ни одной любительской камеры, на которой этот режим обеспечивал бы стопроцентный эффект. Зато вреда от него... Объясню, почему. Если он активен, то между нажатием на кнопку спуска затвора и его срабатыванием включается красный светодиод, или предвспышка, или даже серия предвспышек . Тем самым удлиняется время от события «нажал» до события «снято». А подсознание работает так — надавил, значит, уже готово. Это почти справедливо для обычной съёмки, но, как видно, совсем не справедливо для съёмки с этой функцией. В результате многие люди после нажатия чуть расслабляют руки, камера начинает «гулять», и вот тут-то и срабатывает затвор! Результат этого процесса подробно описан чуть выше в заметке «Откуда взялась «шевелёнка». Если вы снимаете на плёнку, то для гарантированного устранения красных глаз достаточно лишь приобрести в фотомагазине специальный маркер (в ряде случаев сгодится даже обычный чёрный, которым подростки изображают наскальную живопись в лифтах). После небольшой практики превращение вампиров в нормальных людей н готовой фотографии станет делом рутинным. С цифрой необходимость применения этого режима вообще под большим вопросом — в любом графическом редакторе возвращение зрачкам нормального чёрного цвета займёт не больше минуты. А в программах, прилагаемых производителями к камерам, эта возможность есть обязательно. Да и во многие фотоаппараты функция послесъёмочной ретуши красных зрачков уже давно встроена: пролистайте ещё разок инструкцию к своему. Если она есть, то освоить её — пара минут. Итоги: методы борьбы за качество Всё, что было сказано выше, хорошо описывается фразой Чуковского «И ставит, и ставит им градусники». Диагноз уже ясен, пора предлагать лечение. Разумеется, предлагаемые методы годятся не во всех ситуациях — думать за фотографа никто никогда не будет. Самый надёжный способ избавиться от завала горизонта и шевелёнки — штатив с пузырьковым уровнем. Но фотолюбителями с компактными камерами-«мыльницами» этот весьма важный инструмент фотографа используется очень редко. Тогда предлагается более тернистый путь повышения качества фотографий. 1. Проверьте горизонтальность сюжета в видоискателе перед нажатием на кнопку. 2. Нажимайте на спуск мягко, нежно, без рывков. Если ход кнопки длинный и тугой, то нажмите её почти до срабатывания, сделайте паузу в полсекунды, чтобы проверить ещё раз горизонт, и тогда дожмите до конца. 3. Старайтесь несмотря на волнение в предвкушении очередного шедевра дышать ровно и спокойно, даже лучше задержать дыхание во время нажатия. А то и дождаться паузы между двумя ударами сердца — салют коллегам биатлонистам! :) Кстати, раз уж речь зашла о стрелковых приёмах (а что, не зря ж у англичан термин для съёмки и стрельбы один — shooting), то наилучшая поза для съёмки стоя тоже частично заимствована у спортсменов: локти должны быть прижаты к корпусу, а он, в свою очередь, — если аппарат тяжёлый — чуть откинут назад. Такие приёмы позволяют добиться меньших вибраций при съёмке, а значит, лучших результатов. 4. По возможности ставьте на какое-нибудь устойчивое основание аппарат или локти. В первом случае можно даже включить автоспуск и убрать от аппарата дрожащие руки — никакой шевелёнки не будет и на ооооочень длинных выдежках, например, при съёмке ночью. Это применение автоспуска более полезное, чем возможность снять себя в тёплой компании друзей. 5. Отключите раз и навсегда режим подавления эффекта «красных глаз» при съёмке. 6. Используйте более высокочувствительную плёнку или установите в цифровике большую светочуствительность матрицы, если он это допускает — чем выше чувствительность, тем короче будет выдержка при той же освещённости. 7. Ещё один способ укорачивания выдержки — обязательное, а не автоматическое, включение вспышки (больше света — короче выдержка). Это полезно, если фотограф снимает какой-нибудь быстрый процесс, или не надеется на твердость своих рук, или освещение не слишком яркое: сумерки, помещение, густой лес и т. д. Но следует помнить, что встроенные вспышки не «бьют» больше, чем на 2-3 метра, на дальних дистанциях они бесполезны. |
В начало страницы
Обновлено: 22.06.10