на главную

А вот так будет лучше!

2. Строим композицию:
тональное решение кадра

Главная страница

А вот так будет лучше!

  1. Выбираем экспозицию
  2. Строим композицию
    - тональное решение кадра

  3. Маленькие хитрости
  4. Киев-4
  5. Улыбочку!

Полезные ссылки

Галерея

Карта сайта

Добавить в избранное


Содержание страницы


Тональность цвета

Неоднократно фотографируя растительность на фоне старых строений, я никак не мог понять, почему у меня не получается удачный снимок зелени на красном фоне. Полагая, что она несколько ярче красных кирпичей, я решил сфотографировать два кадра с экспокоррекцией. Но ни фото 1а (1/25c, f/8, -1EV, 200 ISO), ни фото 1б (1/250c, f/5.6, -1EV, 200 ISO) не получились удачными. Зелень всё равно теряется на таком фоне несмотря на её удачную проработку. И причина здесь не только и не столько в регулярной структуре фона, как это было в заметке «Съёмка на фоне, имеющем ярко выраженную структуру» данной главы. Здесь-то как раз регулярный фон оправдан и использован уместно. В чем же причина?

Дело в том, что и листики, и стены имеют одинаковую тональность, то есть яркость. И цветность тут ни при чём. Достаточно перевести обе фотографии в чёрно-белые, как это сразу становится очевидно: фото 1а (ч/б) и фото 1б (ч/б). И эта причина приводит к тому, что «картинка не смотрится». Кстати, раз уж мы упомянули заметку «Съёмка на фоне, имеющем ярко выраженную структуру», то можно оценить приведённую в нём фотографию, на которой зелёные листики тоже красуются на фоне красных кирпичей. Вот, пожалуйста, для сравнения оно приведено в обоих вариантах — цветное фото 1в и чёрно-белое фото 1в (ч/б). Забавно, но листиков во втором варианте как будто вообще нет! Здесь тона зелёного и красного настолько совпали, что сказать нечего — всё и так ясно.

Фото 1а Фото 1б Фото 1в
Фото 1а(ч/б) Фото 1б(ч/б) Фото 1в(ч/б)

Можно сделать вывод, что нежелательно снимать объект на фоне, мало отличающемся от него по тону (если только в этом не состоит задумка). Правда, при чёрно-белой съёмке тональное решение может быть улучшено за счёт использования светофильтров.

Есть ли способ оценить эти эффекты до того, как нажать на кнопку затвора? Есть. Вот что сказано по этому поводу в одной старой и очень полезной книге С. К. Иванов-Аллилуев «Фотосъемка пейзажа (из опыта работы мастера фотопейзажа).» Изд. 3-е, доп. М.:Искусство, 1971:
«Оценка тональности будущего снимка значительно облегчается, если при выборе точки съёмки пользоваться жёлто-коричневым светофильтром, который до некоторой степени скрадывает расцветку объектов, приводя их к одной общей тональности.»
Нетрудно догадаться, что по принятой в наши дни классификации светофильтров речь идет о фильтре SEPIA.

Итак, вешаем этот фильтр на веревочке на шею, и айда оценивать тональность каждого снимка перед тем, как нажать на спуск затвора. Есть, правда, способ попроще. Достаточно сильно прищурить глаз и посмотреть внимательно на сюжет. Такой нехитрый приём тоже приводит к тому, что цветность снижается и можно оценить тональность будущего шедевра.

В начало страницы


Расположение тонов в кадре

Если посмотреть на фото 2а (1/25c, f/5.6, 200 ISO) в мелком масштабе или издалека (особенно, когда держишь его в руках), то кажется, что его перевернули на 90 градусов по часовой стрелке, и непроизвольно хочется повернуть обратно. При пристальном рассмотрении становится понятно, что это ошибочное впечатление, однако оно остаётся. Дело в том, что есть различные особенности восприятия, и одна из них состоит в том, что тёмное кажется тяжёлым, а светлое лёгким. Если на картине тёмный низ и светлый верх, то она обладает некоей зрительной устойчивостью. Это одно из правил тонального баланса.

Если этот принцип нарушается, то, как мы видим, создается иллюзия перевернутости изображения. Или оно кажется неустойчивым, как, например на фото 2б. Тёмная правая сторона на этом снимке перевешивает лёгкую левую и фотография как бы закручивается по часовой стрелке. В ряде случаев, для подчеркивания неустойчивости, динамики, именно такой эффект и нужен. Но не здесь. На обоих снимках чёткое разделение между тёмной и светлой половинами работает против замысла передать спокойствие и тишину. А вот если светлый фон сверху, как это сделано на фото 2в, то снимок выглядит вполне устойчивым.

Фото 2а Фото 2б Фото 2в

В начало страницы


Тональность и пространство

Существует и такое правило композиции, связанное с расположением тонов в кадре: тёмные объекты воспринимаются, как приближённые, а светлые — как более удалённые (почему так происходит, подробно разобрано в разделе «Третье измерение плоскости»). Это правило объясняет, отчего светлые объекты на переднем плане могут испортить восприятие пространства, — вспомните хотя бы какими плоскими и безжизненными кажутся снимки сделанные компакт-камерами в стиле «вспышка в лоб». Высветленное до белизны лицо портретируемого на практически черном фоне — бррр.

Пример того, как один и тот же объект будет выглядеть по-разному при избыточном освещении переднего плана, был дан в разделе «Съёмка контрастных объектов». Здесь для сравнения взяты два снимка оттуда: снятое в естественных условиях (фото 3а) и сделанное со вспышкой, высветлившей ближний план почти до белизны, (фото 3б). Вполне сбалансированным по распределению тонов выглядит снятое в подобном стиле фото 3в.

Фото 3а Фото 3б Фото 3в

Кстати, это свойство светлых и тёмных тонов используется не только на самой фотографии, но и при создании рамки. Если светлую фотографию поместить в тёмную рамку, то будет казаться, что мы смотрим на изображение через какой-то проём. А тёмная фотография в светлом обрамлении будет казаться выступающей чуть вперёд.

В начало страницы


Что ещё почитать по композиции:



В начало страницы
Обновлено: 18.06.10

Hosted by uCoz