А вот так будет лучше! 1. Выбираем экспозицию: |
|||||||||||||||
|
В статье «Основы экспонометрии» на Фотолайне дано хорошее описание важных базовых понятий и необходимый минимум методов их использования. Поэтому здесь нет необходимости повторять то, что другие отлично изложили. Займёмся контрастными сюжетами. Посмотрим сперва на лист на снегу — фото 1а (1/125c, f/5.6, +1EV, 100 ISO). Тёмный скукоженный листик слишком плохо проработался на чрезмерно ярком по сравнению с ним фоне. И не помогла даже экспокоррекция в одну ступень. Перепад яркостей между самой тёмной и самой светлой частями изображения оказался больше четырёх ступеней, доступных фотобумаге. В таких случаях есть два выхода. Первый — сделать снимок при менее ярком освещении. Этот вариант решения представлен на фото 1б (1/125c, f/8, 100 ISO, Canon A80), которое было снято в пасмурный день. И снег, и листик получились проработанными в достаточной степени. Правда, фактура снега при рассеянном освещении совсем не та, что при направленном. Второй выход — пожертвовать проработкой или светлой, или тёмной части изображения и выставить экспозицию только по одной из них. Это было сделано вначале, результат виден. Фото 2а (1/25c, f/4, 100 ISO) содержит ту же самую ошибку — слишком высок контраст снимаемого сюжета. Ближние стены арки вполне можно было «провалить» совсем в черноту, а дальние стали бы из жёлтых коричневыми. Правда, при этом
Давать советы мы все умеем, неплохо бы еще им следовать. Для проверки собственных идей была выбрана фотография с аркой. Посмотрим, чего можно добиться с этим сюжетом в разных условиях. Сперва во время очень пасмурной погоды, которую можно по освещённости приравнять к ясному утру или вечеру, было сделано фото 2б (1/50c, f/4, 200 ISO). Для всей серии использовался объектив Юпитер-8 50мм f/2. Во время дождя этот сюжет тоже был задействован. Результат представлен на фото 2в (1/125c, f/4, 200 ISO). По-моему, неплохо по технической части. Итоги эксперимента со вспышкой в солнечную погоду показаны на фото 2г В ясную погоду, когда делалось фото 2а, замер экспозиции проводился с точки, откуда велась съемка. То есть из-под темной арки. Можно выйти на улицу и, определив экспозиционные параметры для нее, вернуться под арку и снять окружающую действительность. С фотоаппаратом, оборудованным только интегральным экспонометром (замер по всей площади кадра) такой фокус будет чем-то вроде моделирования точечного замера. Естественно, что внутреннее пространство арки будет практически полностью провалено в черноту намного сильнее, чем на фото 2в, что мы и видим на фото 2д. Всё-таки, это не самый лучший вариант.
Подведём итоги. Из всех рассмотренных решений данного сюжета наилучшими оказались снимки, сделанные в условиях пониженного по тем или иным причинам перепада яркости между самыми светлыми и самыми тёмными участками кадра. Все остальные способы грешат теми или иными изобразительными недостатками. Что ещё почитать про выбор экспозиции: |
В начало страницы
Обновлено: 17.06.10