на главную

А вот так будет лучше!

1. Выбираем экспозицию

Главная страница

А вот так будет лучше!

  1. Выбираем экспозицию
  2. Строим композицию
  3. Маленькие хитрости
  4. Киев-4
  5. Улыбочку!

Полезные ссылки

Галерея

Карта сайта

Добавить в избранное


В статье «Основы экспонометрии» на Фотолайне дано хорошее описание важных базовых понятий и необходимый минимум методов их использования. Поэтому здесь нет необходимости повторять то, что другие отлично изложили. Пойдём дальше.

Содержание страницы


Экспонометрия Солнца на закате или на рассвете

Фото 1а (1/125c, f/4, 100 ISO) и фото 1б (1/125c, f/5.6, 400 ISO) снимались на закате. В показания интегрального экспонометра никаких поправок не вносилось. Результат оказался удачным с точки зрения проработки и теней, и неба. Таким образом, когда на Солнце уже можно смотреть не щурясь, экспонометр дает правильные показания.

Однако следует учитывать, что данные фотографии были получены путём сканирования плёнки. Бумажные отпечатки, изготовленные в обычном минилабе, выглядят существенно беднее: или земля слишком темная, или небо белёсое. Дело в том что диапазон чувствительности плёнки составляет 5-6 ступеней экспозиции, а бумаги — всего 4, и подобные сюжеты, отобразившись без потерь на плёнке, могут оказаться бумаге без применения специальных техник печати «не по зубам». При цифровой съёмке мы имеем возможность впоследствии обработать снимок в графическом редакторе, что сильно облегчает труд фотографа.

Тем не менее, всегда лучше руководствоваться правилом, что то, что можно исправить во время съёмки, должно быть исправлено сразу, а не при последующей обработке. Потому что в итоге будет потрачено меньше времени. Проверено множеством фотографов. То есть, в данном случае желательно иметь при себе градиентный фильтр, который имеет притемнённую и прозрачную части с плавным переходом между ними. Или использовать съёмку двух кадров со штатива с разной экспозицией и последующее наложение их друг на друга на компьютере.

Фото 1а Фото 1б

На фото 1б в центре кадра заметен блик от Солнца. Такие пятна встречаются довольно часто при попадании яркого источника света в поле кадра. Вызваны эти паразитные блики переотражением света внутри объектива — большое количество линз внутри означает большое количество отражающих поверхностей. Высококачественные объективы менее подвержены этому недостатку благодаря хорошему чернению внутренних деталей оправы и боковых поверхностей линз.

В начало страницы


Съёмка ажурных объектов

На фото 2а и фото 2б представлены два пейзажа, снятых в один день и практически в одном месте. И ошибка совершена одна и та же. Итак, что мы тут имеем по части техники? Экспозиционные данные — 1/50c, f/2.8, +1EV, 100 ISO. Объектив Юпитер-8М 50мм f/2. Экспокоррекция в одну ступень вводилась из тех соображений, что снимался тёмный объект на практически белом фоне.

Результат? Отвратительный. Далеко не все объективы на такой диафрагме рисуют с достаточной резкостью и контрастом даже на большой дистанции съёмки. Вот и тут тоненькие веточки на фоне неба оказались полностью размытыми. Что же делать в этой ситуации? Сильнее диафрагмировать объектив. Это позволит отсечь лучи, приходящие с периферийной части линз объектива. А как известно, именно они приводят к размытию изображения из-за несовпадения точек фокуса для центральных и краевых лучей.

Фото 2а Фото 2б

С учетом этих соображений было получено фото 2в (1/125c, f/11, 200 ISO, объектив Юпитер-11 135мм f/4). Как видим, диафрагмирование привело к ожидаемому результату даже несмотря на то, что Юпитер-11 существенно более длиннофокусный, чем Юпитер-8М (чем больше фокусное расстояние объектива, тем меньше глубина резкости при прочих равных условиях). То есть даже небольшая ошибка в точности фокусировки способна на корню загубить резкость и контраст, что для ажурных объектов, как видно по первым примерам, смерти подобно. Здесь все получилось, как задумывалось, — проработанное небо, темный силуэт крана с полной детализацией конструкций.

Фото 2в Фото 2г

Светлая тонкая паутинка на темном фоне тоже прекрасно получается при диафрагмировании объектива — фото 2г (1/500с, f/5.6, -1EV, 100 ISO). Надо заметить, что съемка велась с дистанции всего 2м длиннофокусным объективом Юпитер-11 135мм f/4. На этом примере видно, что благодаря верно выбранному диафрагмированию и правильной экспокоррекции плетение паука передано во всех подробностях.

В начало страницы


Выдержка и диафрагма в тумане

Туман — один из самых лучших помощников фотографа-пейзажиста. Он может придать снимку некоторую угрюмую таинственность, как на фото 3а.

Может помочь скрыть лишнее, как, например, на фото 3б. На берегу озера, противоположном тому, на котором растёт сосна, находится пляж. Совсем не фотогеничный: ржавые пляжные грибочки, раздевалки, мусор. Густой утренний туман скрыл все это безобразие, обеспечив практически студийный фон для главного объекта. Портрет, а не пейзаж!

Плотная завеса из водяных капель осветляет и размывает дальний план на фото 3в. За счет постепенного «растворения» леса снимок приобретает объём. Подробно это явление изложено в главе «Третье измерение плоскости».

Но сейчас основная тема — выбор экспозиции. Какую выдержку-диафрагму предпочесть? Характерной особенностью тумана является то, что он резко сужает тональный диапазон снимка. Даже когда уже проглядывает солнце, все объекты от самых темных до самых светлых всё равно укладываются в диапазон плёнки или матрицы, да ещё и с запасом, позволяющим притемнить или осветлить изображение в зависимости от задумки фотографа. Чтобы получить такое же изображение, как видит глаз, вполне достаточно интегрального или оценочного экспозамера: пейзаж в тумане сойдет за среднесерый объект. И не надо в приступе украшательского зуда сильно растягивать тоновый диапазон в графическом редакторе — картинка будет неестественно пёстрой для тумана, да еще и шумы повылезают.

Когда туман не очень густой и висит клоками, то здесь уже разброс яркостей может быть достаточно велик, и пейзаж становится лишь «с элементами тумана», как это случилось на фото 3г (Киев-4, Юпитер-11, 1/25c, f/8, 100 ISO). Поэтому тут экспозиция выбиралась по тёмным участкам, чтобы проработать прошлогоднюю траву.

Фото 3а Фото 3б Фото 3в Фото 3г

Еще одна тонкость съёмки в эту интересную погоду. Несмотря на малую глубину резкости того, что мы видим вживую, диафрагму следует прикрывать до значений порядка f/8...f/11. Потому что малая глубина резкости объектива — не то же самое, что и уменьшение резкости и контраста из-за тумана. Пейзаж плохо переносит смешивание этих явлений. На более открытой диафрагме можно снимать разве что какой-то интересный кустик или цветок с ближнего расстояния, когда вам нужно максимально размыть задний план. Вот тут большое отверстие и погода будут работать в одной упряжке.

И напоследок вопрос на засыпку: а съёмка во время метели или снегопада подобна съёмке в тумане или нет?

В начало страницы


Что ещё почитать про выбор экспозиции:



В начало страницы
Обновлено: 17.06.10

Hosted by uCoz