А вот так будет лучше! 1. Выбираем экспозицию |
|||||||||||||||||||||
|
В статье «Основы экспонометрии» на Фотолайне дано хорошее описание важных базовых понятий и необходимый минимум методов их использования. Поэтому здесь нет необходимости повторять то, что другие отлично изложили. Пойдём дальше. Содержание страницы
Экспонометрия Солнца на закате или на рассвете Фото 1а (1/125c, f/4, 100 ISO) и фото 1б (1/125c, f/5.6, 400 ISO) снимались на закате. В показания интегрального экспонометра никаких поправок не вносилось. Результат оказался удачным с точки зрения проработки и теней, и неба. Таким образом, когда на Солнце уже можно смотреть не щурясь, экспонометр дает правильные показания. Однако следует учитывать, что данные фотографии были получены путём сканирования плёнки. Бумажные отпечатки, изготовленные в обычном минилабе, выглядят существенно беднее:
или земля слишком темная, или небо белёсое. Дело в том что диапазон чувствительности плёнки составляет 5-6 ступеней экспозиции,
Тем не менее, всегда лучше руководствоваться правилом, что то, что можно исправить во время съёмки, должно быть исправлено сразу, а не при последующей обработке. Потому что в итоге будет потрачено меньше времени. Проверено множеством фотографов. То есть, в данном случае желательно иметь при себе градиентный фильтр, который имеет притемнённую и прозрачную части с плавным переходом между ними. Или использовать съёмку двух кадров со штатива с разной экспозицией и последующее наложение их друг на друга на компьютере.
На фото 1б в центре кадра заметен блик от Солнца. Такие пятна встречаются довольно часто при попадании яркого источника света в поле кадра. Вызваны эти паразитные блики переотражением света внутри объектива — большое количество линз внутри означает большое количество отражающих поверхностей. Высококачественные объективы менее подвержены этому недостатку благодаря хорошему чернению внутренних деталей оправы и боковых поверхностей линз. Съёмка ажурных объектов На фото 2а и фото 2б
представлены два пейзажа, снятых в один день и практически в одном месте. И ошибка совершена одна и та же. Итак, что мы тут имеем по части техники?
Экспозиционные данные — 1/50c, f/2.8, +1EV, 100 ISO. Объектив Результат? Отвратительный. Далеко не все объективы на такой диафрагме рисуют с достаточной резкостью и контрастом даже на большой дистанции съёмки. Вот и тут тоненькие веточки на фоне неба оказались полностью размытыми. Что же делать в этой ситуации? Сильнее диафрагмировать объектив. Это позволит отсечь лучи, приходящие с периферийной части линз объектива. А как известно, именно они приводят к размытию изображения из-за несовпадения точек фокуса для центральных и краевых лучей.
С учетом этих соображений было получено фото 2в (1/125c, f/11, 200 ISO, объектив
Светлая тонкая паутинка на темном фоне тоже прекрасно получается при диафрагмировании объектива — фото 2г
(1/500с, f/5.6, -1EV, 100 ISO). Надо заметить, что съемка велась с дистанции всего 2м длиннофокусным объективом Выдержка и диафрагма в тумане Туман — один из самых лучших помощников фотографа-пейзажиста. Он может придать снимку некоторую угрюмую таинственность, как на фото 3а. Может помочь скрыть лишнее, как, например, на фото 3б. На берегу озера, противоположном тому, на котором растёт сосна, находится пляж. Совсем не фотогеничный: ржавые пляжные грибочки, раздевалки, мусор. Густой утренний туман скрыл все это безобразие, обеспечив практически студийный фон для главного объекта. Портрет, а не пейзаж! Плотная завеса из водяных капель осветляет и размывает дальний план на фото 3в. За счет постепенного «растворения» леса снимок приобретает объём. Подробно это явление изложено в главе «Третье измерение плоскости». Но сейчас основная тема — выбор экспозиции. Какую выдержку-диафрагму предпочесть? Характерной особенностью тумана является то, что он резко сужает тональный диапазон снимка. Даже когда уже проглядывает солнце, все объекты от самых темных до самых светлых всё равно укладываются в диапазон плёнки или матрицы, да ещё и с запасом, позволяющим притемнить или осветлить изображение в зависимости от задумки фотографа. Чтобы получить такое же изображение, как видит глаз, вполне достаточно интегрального или оценочного экспозамера: пейзаж в тумане сойдет за среднесерый объект. И не надо в приступе украшательского зуда сильно растягивать тоновый диапазон в графическом редакторе — картинка будет неестественно пёстрой для тумана, да еще и шумы повылезают. Когда туман не очень густой и висит клоками, то здесь уже разброс яркостей может быть достаточно велик, и пейзаж становится лишь «с элементами тумана», как это случилось на фото 3г (Киев-4, Юпитер-11, 1/25c, f/8, 100 ISO). Поэтому тут экспозиция выбиралась по тёмным участкам, чтобы проработать прошлогоднюю траву.
Еще одна тонкость съёмки в эту интересную погоду. Несмотря на малую глубину резкости того, что мы видим вживую, диафрагму следует
прикрывать до значений порядка И напоследок вопрос на засыпку: а съёмка во время метели или снегопада подобна съёмке в тумане или нет? Что ещё почитать про выбор экспозиции: |
В начало страницы
Обновлено: 17.06.10