на главную

А вот так будет лучше!

3. Маленькие хитрости:
третье измерение плоскости

Главная страница

А вот так будет лучше!

  1. Выбираем экспозицию
  2. Строим композицию
  3. Маленькие хитрости
    - третье измерение плоскости

  4. Киев-4
  5. Улыбочку!

Полезные ссылки

Галерея

Карта сайта

Добавить в избранное


Содержание страницы


Предисловие: немного теории

Мы видим окружающий нас мир объёмным благодаря нашему зрению. Два глаза представляют собой оптическую стереосистему, позволяющую мозгу по разным изображениям, полученным каждым глазом со своей точки, вычислить расстояние до наблюдаемых предметов. На этом же принципе основан механизм фокусировки объективов дальномерных камер, например, Киев-4. При этом любой фотоаппарат (кроме специальных стереоскопических) по сути — одноглазый. Нам достаточно лишь зажмурить один глаз, чтобы увидеть, насколько плоска и убога картина мироздания фотообъектива по сравнению с тем, что видим мы каждый день. Очень хорошо проделать это упражнение в лесу — множество веток сразу сливается в одну пёструю массу.

Создание при помощи фотоаппарата плоского изображения, которое будет передавать объём, — задача, унаследованная фотографией от живописи. И решать её можно и нужно теми же методами, что используют художники. Все эти способы основаны на нашем повседневном опыте. Мы сталкиваемся с их проявлениями в жизни постоянно и применяем подсознательно, не задумываясь.

1. Линейная перспектива

Достаточно стать на обочине протяжённого прямого участка дороги (посреди оживлённого шоссе не надо — кто потом будет заходить на этот сайт), чтобы увидеть сразу два проявления линейной перспективы: сход обочин в прекрасном далёке и уменьшение высоты фонарей, освещающих путь. Поэтому использование в кадре визуального сближения параллельных в реальности линий позволяет создать на плоскости снимка иллюзию глубины пространства. Таким же образом её создают изображения одинаковых по размеру предметов, расположенных на разном расстоянии от точки съемки, например, деревьев, — чем они дальше, тем кажутся меньше.

2. Тональная перспектива

Изображение удалённых предметов кажется более светлым и размытым, чем близких, за счет рассеяния световых лучей в воздухе и более толстого воздушного слоя. Падение резкости и контраста в фотографии может быть сымитировано фокусировкой объектива на переднем плане и «расфокусом» заднего. А тональный контраст между близко и далеко расположенными объектами достигается, в основном, обдуманным построением композиции — нужно, чтобы тёмные элементы изображения располагались на ближнем плане.

3. Воздушная перспектива

Возникает при сильной дымке, когда предметы не просто светлеют и теряют резкость и контраст, а ещё будто растворяются в воздухе. Такая дымка бывает различного происхождения — молекулярная (рассеяние света на молекулах воздуха), влажной (туман), искусственной (смог, дым, пыль, поднятая проехавшим автомобилем). Иногда воздушную перспективу относят к тональной. Контровое освещение зачастую выступает в роли союзника и той, и другой, потому что встречные лучи света испытывают усиленное рассеяние по сравнению с фронтальными.

Автор не ставит своей целью дать подробное и развёрнутое описание фотографических терминов и приёмов, поскольку не считает себя умнее корифеев фотографии, написавших много замечательных книг (на некоторые из них даны ссылки в Полезных ссылках). Так что коротенькой справочки, наверно, будет достаточно. Пора от слов переходить к делу.

В начало страницы


Резкость переднего плана

На фото 1 (1/125c, f/8, 200 ISO) представлены два снимка одного здания, опутанного паутиной проводов. Здесь нет возможности использовать линейную перспективу, потому что нет сравнимых по размерам объектов. Дымка не очень сильна, так что и воздушная перспектива не поможет. По тональности между башней и проводами тоже нет существенных отличий. Поэтому этот сюжет является хорошим учебным упражнением для отработки единственно возможного способа добавить объём — использования большего размытия объектов с увеличением расстояния до них.

Фото 1

При съемке левого кадра фокусировка осуществлялась по проводам (дистанция порядка 50 м), а при съемке правого — по зданию (бесконечность). Использовался объектив Юпитер-11, 135мм, f/4. Высотка получилась практически одинаково на обоих снимках. А вот характер изображения проводов отличается существенно. На правом кадре они выглядят несколько неряшливо, нерезкие провода тоже воспринимаются как удалённый объект, кроме заднего плана в снимке, кажется, больше ничего нет. Глубина пространства потеряна, и это вполне закономерно. Становится очевидно, что при съёмке протяжённых в глубину сюжетов желательно фокусировать объектив на переднем плане, чтобы «правильно» передать пространство на плоскости снимка. Кавычки не случайны — в зависимости от задумки фотографа классические правила могут быть нарушены, лишь бы это нарушение было оправданным. Так, в портретной съёмке фокусировка выполняется обычно по самой важной сюжетной части — по глазам, хотя нос или другая часть тела могут быть расположены существенно ближе к объективу.

В начало страницы


К вопросу о сменных объективах, зумах и дистанции съемки

Есть мнение, что длиннофокусные объективы по сравнению с короткофокусными обладают эффектом уменьшения объема пространства. Они как бы делают снимок более плоским, скрадывая расстояния между объектами дальнего и ближнего планов, приближая их к зрителю. На самом деле, желая снять один сюжет разными объективами так, чтобы масштаб переднего плана был одинаков, мы просто меняем точку съемки. Длиннофокусный объектив имеет меньший угол обзора, и приходится отходить подальше, чтобы захватить объект целиком. При этом, естественно, уменьшается отношение расстояний от точки съёмки до переднего и до заднего планов, и они кажутся расположенными ближе друг к другу.

В чём выражается эта разница, можно увидеть на фото 2а и фото 2б. Оба снимка были сделаны с одинаковыми экспозиционными параметрами (1/125c, f/5.6, 200 ISO), но первый — объективом Юпитер-11, 135мм, f/4 с дистанции до ближайшего дерева 20 метров, а второй — Юпитер-8, 50мм, f/2 с дистанции 6 метров. Масштаб переднего плана примерно одинаков. Однако различия в передаче третьего измерения заметны очень хорошо. Если же снимать обоими объективами с одной точки, то никакого «сплющивания» пространства длиннофокусником не будет. Характер перспективного уменьшения размеров будет абсолютно одинаков, а вот масштаб изображения станет разным.

Фото 2а Фото 2б

Причем же тут зумы и сменные объективы? Дело в том, что далеко не всегда возможность крутить кольцо зумирования или воткнуть длиннофокусную гаубицу позволит получить лучший кадр. В ряде случаев может оказаться, что лучше использовать более широкоугольную оптику и выбрать точку съемки поближе к объекту, чем таращиться в видоискатель издали.

В начало страницы


Сочетание различных видов перспективы

Туманным утром было сделано фото 3а (1/50c, f/8, 200 ISO). В данном случае используются сразу все способы передачи глубины пространства. Во-первых, линейная перспектива, благодаря которой деревья на заднем плане получились существенно меньше тех, что расположены на переднем. Во-вторых, тональная перспектива, которая размывает и осветляет дальний план. А в-третьих, воздушная перспектива, что возникает благодаря интенсивному рассеянию и поглощению света в капельках воды, образующих туман. Комбинация этих способов и позволила получить неплохой снимок.

Фото 3а

В начало страницы


Куда бегут дороги?

Линейная перспектива часто используется для того, чтобы передать глубину пространства. Яркий пример — дорога, уходящая в глубину кадра. Перспективный сход основных линий, уменьшение объектов, расположенных вдоль них (например, фонарей или деревьев) — все это помогает сделать снимок интереснее. Но вот, оказывается, и в этом простом и понятном приеме есть свои нюансы. Один из них таков: в каком направлении взгляд человека движется при разглядывании снимка? Кажется ли зрителю, что дорога идет к нему или от него? Это только на первый взгляд никакой разницы. Но предположим, мы задумали, что дорожка должна уходить вдаль, а зрителю будет казаться наоборот? Ведь при создании кадра хочется, чтобы он передавал наше настроение и нашу идею.

Решение этой задачи довольно простое. Человек (европейский типовой), разглядывая изображение, сканирует его сперва по самым контрастным участкам, а в прочих случаях — слева направо и сверху вниз. Поэтому, если дорожка сужается в направлении справа налево, как на фото 4а, то зритель, скорее всего, решит, что она идет к нему из глубины кадра. А если слева направо, как на фото 4б, то — в глубину. Но эти снимки у некоторых зрителей вызывают противоположные ассоциации. Сделать трактовку однозначной можно, если добавить в кадр нечто, например, приближающуюся или удаляющуюся машину. Конечно, если в кадре есть объект, который задаёт своим движением направление разглядывания (машина, человек, лодка, указатель), то, вроде бы, такие ухищрения с перспективой и ни к чему.

Вот, например, на фото 3а, люди, развёрнутые к нам спиной, ясно дают понять, что они уходят от нас куда подальше. Но дорожка как бы ведет взгляд обратно. Зачем нам это? Лучше пусть все элементы композиции помогают выразить замысел максимально полно. Данное фото может быть легко отзеркалено (в кадре нет ни надписей, ни чего-то подобного, что мешает таким трюкам) и стать более выразительным: фото 3б. Но если, скажем, фотографируем человека, взбирающегося на крутую гору, то чтобы лучше передать трудность этого движения, можно прибегнуть к противоположному приему: направить дорогу в левую верхнюю часть кадра. Тогда взгляд будет перемещаться вдоль направления тропы как бы «с пробуксовкой», что и усилит желаемый эффект трудности пути.

Фото 4а Фото 4б Фото 3б

В начало страницы


Точка съемки и объём

Все приведённые выше примеры относились к съемке пейзажей. Но предположим, мы хотим добавить объёма в снимок, выполненный в другом жанре. Посмотрим, например, на фото 5а. Мало того, что использована центральная композиция, которая не раз подвергалась критике и на этом сайте тоже, так еще и снято «в лоб». Снимок напрочь лишён какого бы то ни было объёма. С учетом размеров и вида объекта виды перспективы, перечисленные в предисловии к этому разделу, не помогут. Что же делать? Третье измерение в изображении отсутствует потому, что снимок сделан с точки, которая и не подразумевает его наличия — сделана проекция грибов на плоскость спила. Чертёж, а не фотография. Значит, перво-наперво, нужно стать так, чтобы плоскость плёнки располагалась под углом к спилу. И лучше использовать ракурс, снять с нижней точки. Ровный круг превращается в эллипс, наклонённый вправо, грибы тянутся вверх... И не забываем убрать их из геометрического центра кадра. Готово! Фото 5б — не шедевр, но поинтереснее исходного варианта.

Фото 5а Фото 5б

Вывод: хотите придать фотографии объём — забудьте про фронтальную съемку, отходите чуть в сторону. Это, кстати, полезно и при использовании линейной перспективы: скажем, уходящая вдаль дорога смотрится лучше, если её средняя линия проходит диагонально, а не параллельно краям кадра.

В начало страницы


Что ещё почитать про тонкости фотосъёмки:



В начало страницы
Обновлено: 21.06.10

Hosted by uCoz