А вот так будет лучше!

1. Выбираем экспозицию:
ночной пейзаж

Главная страница

А вот так будет лучше!

  1. Выбираем экспозицию
    - ночной пейзаж

  2. Строим композицию
  3. Маленькие хитрости
  4. Киев-4
  5. Улыбочку!

Полезные ссылки

Галерея

Карта сайта

Добавить в избранное


В статье «Основы экспонометрии» на Фотолайне дано хорошее описание важных базовых понятий и необходимый минимум методов их использования. Поэтому здесь нет необходимости повторять то, что другие отлично изложили. Посмотрим, как применить эти знания к съёмке ночью.

Содержание страницы


Первая попытка

На фото 1а (30с, f/2, 100 ISO, объектив Юпитер-8 50 мм f/2) представлена неудачная съемка пейзажа с участием полной Луны (в центре кадра) и уличных огней. Настолько неудачный кадр — сигнал о том, что к этому сюжету фотографу следовало подойти намного более вдумчиво. Правда, нужно сразу сказать, что ночные съёмки, пожалуй, как никакие другие, с трудом поддаются математике. Во-первых, слишком велик перепад яркостей источников света и объектов, во-вторых требуется длинные выдержки, а значит, при работе с плёнкой начинает проявляться эффект Шварцшильда, в-третьих, одни и те же объекты в разных ситуациях ведут себя слишком по-разному, чтобы просто пользоваться заранее заготовленными шаблонами экспозиций... В общем, единственный надежный рецепт удачной ночной съемки — не жалеть кадры и снимать, снимать и снимать. А примеры, данные ниже — не более чем наметки, заготовки для творческого применения.

Фото 1а

В начало страницы


Луна

Попробуем решить задачу по частям, начав с Луны как с объекта, яркость которого зависит только от погодных условий. Вторая попытка делалась в облачную погоду. Когда Луна показалась в разрыве туч, неугомонный папарацци подловил её обнажённой. Фрагмент фото 1б показывает, что параметры съёмки были более удачными (1/10c, f/4, 100 ISO, объектив Юпитер-11 135 мм f/4). Но следует помнить, что такие установки подходят для облачного неба, тумана или дождя. В ясную погоду или в сумерки, естественно, необходимо использовать более короткие выдержки или сильнее прикрывать диафрагму, как это было сделано для фото 1в (1/50c, f/5.6, 100 ISO, фотоаппарат Canon A80, фокусное расстояние эквивалентно 100 мм).

Для справки можно лишь добавить, что на отпечатке 10х15 см диск Луны имеет диаметр 5 мм при съемке объективом с фокусным расстоянием 135 мм. Если у вас другой объектив, то составив несложную пропорцию, вы можете легко вычислить размер пятнышка на отпечатке или на негативе.

Фото 1б Фото 1в

В начало страницы


Фонари

Разобравшись с Луной, займемся самим пейзажем. Тут вариантов великое множество. Пойдем от простого к сложному. Часто встречается такой незамысловатый объект, как уличный фонарь. Экспозиция для него тоже зависит от замысла автора: хочет ли он залить снимок светом или создать более приглушенную тональность. Для ориентира ниже даны три изображения: фото 2а (1/2 с, f/2, 200 ISO), фото 2б (5 с, f/2, 200 ISO) и фото 2в (10 с, f/2, 200 ISO). Лично мне больше всех нравится первая работа, есть в ней некая замкнутость пространства, создающая атмосферу тихой приятельской беседы. Но это уже дело вкуса.

Фото 2а Фото 2б Фото 2в

В начало страницы


Луна и фонари

Сравнение экспозиционных параметров снимков Луны и пейзажей, освещённых фонарями, показывает, что одновременно получить на снимке и то, и другое вряд ли получится. Чтобы окончательно убедиться в этом, можно взглянуть на серию снимков 3а-3в. Вся серия снималась аппаратом Canon A80 со следующими установками: диафрагма f/5.6, чувствительность матрицы 100 ISO, фокусное расстояние эквивалентно 100 мм. Выдержка менялась следующим образом: фото 3а — 1/30с, фото 3б — 1/50с, фото 3в — 1/125с. Наилучший вариант экспозиции для нашего спутника в ясную ночь совпадает с установками для «сумеречного» фото 1в.

На всех трёх снимках фонарь и Луна были довольно далеко друг от друга, а на приведённых фрагментах они сдвинуты поближе в графическом редакторе для удобства сравнения и экономии места. Без передержки Луны можно получить лишь светящийся плафон фонаря. Ясно, что никакой пейзаж при этом не проработается. Решением проблемы может быть либо графический редактор, либо мультиэкспозиция — съемка на один кадр нужного пейзажа без Луны, а потом её «впечатывание» в тот же кадр (причем зачастую в другое время, в другом месте и даже с другой, более длиннофокусной, оптикой).

Фото 3а Фото 3б Фото 3в

В начало страницы


Окна и дома

Ещё один популярный объект ночной съёмки — освещённое окно. Конечно, его яркость зависит от лампочек, вкрученных в патроны, и от их количества. Но абажуры, занавески и расстояние скрадывают эту разницу, поэтому экспозиция может быть приведена к некоему среднему значению в зависимости от замысла. Например, параметры 1/10c, f/5.6, 100 ISO позволяют получить довольно тусклое изображение самого окна. Как видно на фрагменте фото 4а, результат вполне удовлетворительный — даже какую-то растительность на подоконнике можно разобрать. Расположенный поблизости фонарь получился практически без ореола. В туманную или дождливую погоду оба освещенных объекта были бы заметно размыты. Сразу можно отметить, что данная экспозиция пригодна только в том случае, если кроме окна больше никаких признаков дома в кадре не требуется. Если же нужны стены, крыша и всё остальное, то выдержку нужно удлиннять. Так, фото 4б было сделано с выдержкой 1/5с, фото 4в — 1/2с, фото 4г — 1с, фото 4д — 2с, фото 4е — 4с.

Фото 4а Фото 4б Фото 4в
Фото 4г Фото 4д Фото 4е

В начало страницы


Улицы

Выдержки при ночной съёмке могут составлять и десятки секунд. Так, для получения фото 5а, затвор был открыт примерно на 1 минуту. К сожалению, снимок делался очень давно, и никаких данных по экспозиции не сохранилось. Пленка — Свема 64 ед. ГОСТ. Аппарат — Смена-8М. Длинная выдержка позволила не только проработать улицу, дерево и столб, но и получить световые дорожки от фар проезжавшего транспорта. Такие же длинные выдержки обычно используются и при съемке салютов. Правда, следует отметить, что в данном случае выдержка была явно чрезмерной, потому что мокрый асфальт, хорошо отражающий свет, получился почти белым, что несколько не соответствует привычному восприятию.

А вот на фото 5б выдержка составила всего 5с (5с, f/5.6, 50 ISO). В результате тона всех элементов пейзажа оказались неискаженными, а быстро мчащийся поток машин на оживленной улице создал необходимые цветные дорожки от стоп-сигналов и фар. Снимок далек от композиционного совершенства, но с точки зрения экспозиции выполнен верно. Интересный световой эффект возник вокруг фонарей из-за малого физического размера диафрагмы у камеры Canon A80 (никакие специальные фильтры не применялись).

Фото 5а Фото 5б

В начало страницы


Смешанное освещение

Самый интересный и абсолютно непредсказуемый вид ночных съёмок — это съёмки с разными источниками света. Цвета, тона, контраст — ни в чем нельзя быть полностью уверенным до тех пор, пока не будет получен файл на компьютере или отпечаток. При этом зачастую невозможно за один щелчок затвора получить то, что хотелось бы. И тогда на помощь приходят монтаж, впечатывание, мультиэкспозиция и другие ухищрения. В ночной съёмке как в никакой другой часто возникают совершенно фантастические сочетания красок. Но в этом кроется и опасность для фотографа: можно чрезмерно увлечься эффектной игрой красок. Такой ловушкой оказалось, например, фото 6а (15с, f/2.8, 100 ISO). Жёлтый свет фонарей, освещающих дорогу невдалеке, придал желтизну березам. А смесь света фонарей и прочих огней города дала розовый оттенок небу, а от него уже — снегу. Но если отвлечься от броских цветов и оценить композицию снимка, то она довольна простенькая, и в черно-белом исполнении этот кадр уже не так сильно привлекал бы внимание, как монохромное по своей сути лаконичное фото 2a «Беседа». В общем, одними пёстрыми красками для получения полноценного кадра отделаться не получится.

А вот у фото 6б (3с, f/2.8, 50 ISO) композиция получше будет. И снимок поэтому выглядит интереснее. Освещался сюжет тремя источниками: дерево — близкорасположенным фонарем, земля — множеством городских огней, а небо — смесью света Луны и большого города. Здесь не было цели проработать Луну с астрономической точностью, поэтому экспозиция рассчитывалась по земным объектам с учетом того, что спутник нашей планеты будет сильно передержан. В результате вокруг Луны появился ореол света, без которого она смотрелась бы совсем маленьким светлым пятнышком на фоне черного неба.

Фото 6а Фото 6б

Так мы вернулись к тому, с чего начали. Фото 6б, безусловно, далеко от идеала, но между ним и фото 1а есть некоторая разница, которая заключается в набранном опыте ночной фотографии.

В начало страницы


Звёзды

Говоря о ночных съёмках нельзя не упомянуть звёзды. Их россыпь на небе придает пейзажам ничуть не меньшую романтичность, чем Луна. Однако их свет настолько слаб, что практически любые другие источники «забивают» его, а сами звёзды неспособны дать освещение, достаточное для съёмки пейзажа. Поэтому в кадре они могут появиться благодаря мультиэкспозиции либо различным методам фотомонтажа, а также при условии, что фотограф может управлять прочими источниками света. Например, встречаются снимки, на которых сперва звёзды были сняты в темноте, а потом на короткое время при открытом затворе аппарата включалось какое-либо освещение остальной части сюжета.

Время экспонирования кадра здесь составляет секунды. При этом увеличение выдержки может привести к «проявлению» более слабых звезд. Сравните изображение созвездия Кассиопеи на фото 7а (1с, f/2.8, 100 ISO) и на фото 7б (2с, f/2.8, 100 ISO).

Фото 7а Фото 7б

Можно получить интересеные снимки звёдного неба, оставив затвор фотоаппарата открытым на минуты, что позволит получить в кадре следы от перемещения светил по небу (угловая скорость составляет, как нетрудно посчитать, 1 градус за 4 минуты). Так, за 20 минут при помощи объектива Юпитер-12 было получено фото 7в (20 мин, f/2.8, 100 ISO). Свет звёзд при выбранном времени экспозиции настолько ярок, что чернота неба уходит. По углам кадра она сохраняется лишь из-за виньетирования.

Прерывистые треки получились на фото 7г (20 мин, f/4, 100 ISO, объектив Юпитер-11) благодаря переменной облачности. Звёзды то закрывались облаками, то снова становились доступны взгляду. Так и появились эти пунктирные дуги. Аналогичный эффект можно получить периодически прикрывая объектив фотоаппарата с открытым затвором.

Фото 7в Фото 7г

В начало страницы


Что ещё почитать про выбор экспозиции:



В начало страницы
Обновлено: 17.06.10

Hosted by uCoz