А вот так будет лучше! 1. Выбираем экспозицию: |
|||||||||||||||||
|
В статье «Основы экспонометрии» на Фотолайне дано хорошее описание важных базовых понятий и необходимый минимум методов их использования. Поэтому здесь нет необходимости повторять то, что другие отлично изложили. Рассмотрим лишь вопросы съёмки в контровом свете. Тема постановки или выбора освещения многогранна и неисчерпаема. В этом разделе задача сужается лишь до самого непростого, но интересного вида — контрового света — и ограничивается вопросами выбора экспозиционных параметров. Очевидно, что при встречном освещении объект съёмки оказывается в тени. Видимо, поэтому среди начинающих фотографов бытует мнение, что снимать можно только при фронтальном освещении, то есть когда свет направлен из-за спины фотографа. В заметке «Съёмка фактур» показано преимущество других вариантов. Однако отказ от стереотипа «свет только в лоб» приводит к выигрышу не только в работе с фактурными объектами. Боковое, задне-боковое и контровое (встречное) расположение источника света позволяет и в других случаях добиться большей выразительности снимка. Посмотрим на фото 1а (Киев-4, Гелиос-103, 1/125c, f/8, 100 ISO).
Солнце дало такую подсветку неба, что перепад яркостей между фоном, занимающим основную часть кадра, и деревом не укладывается в диапазон плёнки.
Хорошо еще, что прямые лучи Солнца не попадают в кадр: иначе, ничем не заслонённые, они полностью засветили бы значительную область.
А при съёмке фото 1б удалось добиться графичности
В сюжетах, подобных приведённым выше, фотограф может либо пожертвовать тёмными частями изображения, сделать их силуэтными, бездетальными, либо «выжечь» фон до белизны. В первом случае экспозиция рассчитывается по светам, во втором — по теням. Расчет по светам, как правило, прост: можно опереться на показания интегрального или средневзвешенного замера. Так и было сделано на фото 1а, где никаких поправок в интегральный замер не вносилось. Дерево расположено достаточно далеко, трещинки в его коре на снимке вряд ли нужны, а вот тональные переходы оттенков голубого на небе и фактура снега — весьма кстати. При расчёте по теням либо производится точечный замер по объекту, либо вводится поправка порядка двух ступеней экспозиции относительно интегрального или средневзвешенного. Если перепад яркостей велик, а нам нужно не силуэтное, а подробное изображение того, что оказывается в тени, то может выручить вспышка.
Если, конечно, снимаемый объект находится в пределах ее «дальнобойности» (обычно это Некоторые фотографы делают со штатива два кадра — один по светам, другой по теням. Потом совмещают оба изображения в графическом редакторе. Часто уравнять яркости в пейзажной фотографии помогает градиентный светофильтр. Но и жертвовать проработкой чего-либо при съёмке в контровом свете на ярком фоне — обычная практика. В силуэтной фотографии даже намеренная. Если же площадь каждого из второстепенных участков мала, то зритель и не заметит, что их проработкой пожертвовали. Так на фото 1в (1/50c, f/4, +1EV, 200 ISO), при выборе экспозиции по теням (+1 ступень относительно интегрального замера) передержка неба вообще никак не ухудшила фотографию. Фигуры освещались встречным светом, также как и фон — лес. Белый контур вокруг людей, возникший именно благодаря такой схеме освещения, отделяет их от фона. И что тоже немаловажно, контровой свет не заставляет портретируемых жмуриться и не образует резких светотеневых пятен на лицах, как это было бы при фронтальном его направлении. Как видно на этом примере, даже обычный снимок для семейного альбома может стать интереснее, если забыть про стереотипы.
На фото 1г (1/320с, f/3.2, 100 ISO) дан другой пример съёмки в контровом свете.
Следует также иметь в виду, что разные объективы совершенно по-разному «держат» встречный свет. Ниже даны два снимка,
сделанные при одинаковой экспозиции
Физический размер отверстия на одной диафрагме для обоих фотоаппаратов различный. Примерно в 4 раза меньшее отверстие на цифровике приводит
к образованию Разница в освещении куста вызвана быстро менявшимися условиями съёмки на закате, а меньшая глубина резкости снимка с плёночной камеры — различными физическими фокусными расстояниями. Эти отличия снимков в данном случае не важны. А полученные оптические эффекты нельзя отнести к однозначно плохим или хорошим. Всё зависит от замысла фотографа. Так, «звездчатость» источников света в цифре вообще позволяет обойтись без специальных звездчатых фильтров, например, при ночной съёмке (фото 5б в разделе «Ночной пейзаж»). Даже паразитные блики иногда используют как элемент композиции. Кстати, учтите, что отсутствие бликов у Canon'а на фото 1д не означает их отсутствия на всех снимках данной камеры. Равно как и блики, пойманные Гелиосом, не появляются в других случаях, где источник контрового света располагается чуть в другом месте кадра. В общем, чтобы знать, как рисует ваша оптика в контровом свете нужно... знать, как она рисует. Только практика, пробы и ошибки — других вариантов нет.
Выше приведены две фотографии, сделанные аппаратом Canon Powershot A80. Зайчики, которые «словил» его объектив на фото 1ж, просто впечатляют! Причём солнце, хоть и светило в объектив, было немного прикрыто облаками. Но стоило сместиться немного левее, как удалось получить нормальное фото 1з. Так что делайте дубли, особенно, если снимаете на плёнку, где нет возможности увидеть результат сразу. Впрочем, это полезно и на цифре. Что ещё почитать про выбор экспозиции: |
В начало страницы
Обновлено: 17.06.10