Логово ворчуна (страница 2) |
|||||||||||||||||||||||||
|
Меня иногда просят оценить уровень какого-либо фото и «навести критику» или дать совет. Не считая свой уровень сильно выше среднего, тем не менее, не могу отказать в помощи, если мне есть что сказать. Перед тем, как прислать работу, прочтите, пожалуйста, правила. И не забывайте, что все комментарии к вашим фотографиям или их переделки в Логове ворчуна, являются исключительно моим субъективным мнением, и вы сами этого хотели. Так что, чур, без обид. Юрий из города Шахты Ростовской области Первое фото называется «Hammer». Как указано в письме, оно снято фотоаппаратом Киев-10 со штатным объективом, на плёнку Kodak B/W, ISO 400. C моей точки зрения, технически фото безупречно — глубина резкости достаточная, чтобы проработать объект съёмки и размыть задний план, экспозиция тоже выбрана верно, снять бликующую поверхность зачастую весьма непросто, а тут ни к чему не придерёшься, несмотря на обилие бликов и отражений. Но смущает меня вот что. Фото технично... и всё. То есть как иллюстрация в автожурнал — на ура, без иронии говорю. А вот как произведение, которое бы я повесил на стену и любовался, не годится. Удачный этюд, набросок для чего-то большего, такое мое мнение. То есть, этап пройден, знания по съёмке таких объектов получены, метод зафиксирован в памяти — отлично. Теперь, когда встретится интересный сюжет, содержащий нечто подобное, вопросов, как это снять, не будет. И это тоже важный результат.
На другой фотография Юрия — «Vlada» — первое, что бросается в глаза — заколка. Это не правильно, так быть не должно. Главное в портрете — лицо. А взгляд при рассматривании любого фото первым делом обращается к наиболее контрастным участкам — сперва на заколку, потом на ухо и только после этого на лицо девочки. Частично ситуацию спасает кадрирование, предложенное на фото 2б. Ещё немного улучшает ситуацию перевод фотографии в чёрно-белый вариант — на фото 2в оставлен только зеленый канал. Этим удается избавиться от влияния ещё одного яркого фрагмента — красной полосы одежды. Но полностью от заколки избавиться не удаётся. Кроме того, как видно из присланных съемочных параметров (использовались фотоаппарат Asahi PENTAX SV, объектив Meyer-Optik Oreston 50/1.8, плёнка 100 ISO, выдержка 1/15c, диафрагма f/1.8, без использования штатива), длинная выдержка без штатива сыграла свою злую роль — заметна нерезкость. Либо упор нужен был для аппарата, либо более высокочувствительная пленка. Так, 400 ISO дала бы возможность снимать с выдержкой 1/60с, что с 50-мм объективом вполне достаточно для получения резкого снимка. В общем, здесь вывод прямо противоположный предыдущему: задумка очень хороша, а вот техническое исполнение и композиция подкачали.
И ещё один портрет — на этот раз дружелюбного молодого человека — на фото 3а. Снято в пасмурный день — это хорошо — нет резких теней на лице, экспозиция выбрана верно, как и в остальных присланных автором фотографиях. Однако как явствует из описания (снято фотоаппаратом Asahi PENTAX SV, объектив Meyer-Optik Oreston 50/1.8, плёнка Konika 100 ISO, выдержка 1/500с, диафрагма f/2, без штатива), использовался штатный 50-мм объектив. И, судя по всему, с близкой к минимальной дистанции съемки, отчего пропорции головы вышли искаженными — ухо получилось неестественно маленьким.
Здесь бы больше подошёл длиннофокусный объектив или съёмка с большего расстояния с последующим кадрированием. Да и кадрирование я бы предложил более плотное, чтобы сделать ещё больший акцент на лице (ну нравятся мне лица позитивно настроенных людей) - фото 3б. И, напоследок, глубину резкости стоило обеспечить побольше, чтобы вся голова получилась резко (кстати, мне кажется, или все же левый глаз человека получился уже вне зоны резкости в отличие от правого). Тут больше подошла бы диафрагма f/4, тем более, что освещение, судя по выдержке, без проблем позволяет использовать такие значения, а задний план настолько далёк, что останется все так же размытым. Есть ещё один момент... Но тут я до сих пор сам с собой спорю — оправдано ли такое кадрирование справа, или все же не стоило резать лицо. Не могу определиться. Подводя итог: приятный портрет приятного человека, выполненый с некоторыми техническими огрехами. Часть 2 Через какое-то время после опубликования первого материала Юрий прислал три фотографии. Первую из них, «Volvo» я могу откомментировать так же, как и самую первую его работу, которую мне довелось изучить, «Hammer». Можно набрать из подобных работ серию для публикацию, скажем, календаря. И попробовать продать её в какое-нибудь издательство. Автолюбителями, судя по отзывам полученным мной от них, такой календарь будет востребован. «Собор» в Новочеркасске мне не нравится. В смысле, не сам собор, а его фотография. По причине центральной композиции. Уж как минимум объектив стоило направить повыше, чтобы было меньше совершенно ненужного асфальта и побольше неба. И люди в кадре расположены как-то случайно. Можно же было подловить более интересный момент. Технически снимок выполнен грамотно: проработаны и тени, и света, немного только портит впечатление виньетирование, заметное на фоне неба. Судя по тому, что диафрагма была f/11, это последствия применения фильтра в толстой оправе или неподходящей бленды. (Юрий опроверг это предположение, объяснив, что дело в неравномерном ходе шторок затвора старого фотоаппарата, который он использовал в данном случае.) Фото «Солдат», снятое на параде Победы в Ростове-на-Дону, мне нравится! И атмосферой момента, и композицией, и выбранной глубиной резкости, и ритмом — всем. Очень удачная работа. Кстати, в отличие от предыдущих портретов, сделанных штатным объективом, Юрий воспользовался Юпитером-9 с фокусным расстоянием 85 мм. Вот старый проверенный портретничек и проявил себя в лучшем виде.
В общем, если отмеченный рост качества портретов не случаен, а повторяется на других работах, то это просто здорово, значит, идет развитие автора как фотографа и как личности. Ведь удачная работа в этом жанре в каком-то смысле подразумевает проникновение в душу портретируемого. Часть 3 Странно, но моё критиканство за два раза не обрыдло Юрию, и он прислал ещё три фотографии. Первая (фото 7) — снова собор. Вернее, его фрагмент. На мой взгляд, неудачное кадрирование: меньший купол сиротливо прилепился к краю снимка, да ещё обрезан слева. Снизу его колоннада не влезла целиком, колоннада основного купола тоже то ли недорезана, то ли перерезана. Мне кажется, что нужен вертикальный формат и небольшое смещение влево. В этом случае меньший купол и его колоннада уместится в кадре целиком и окажется ближе к центру (но по центру его размещать не надо), а от основного останется правая половина. В общем, если резать, то или радикальнее, или вообще не резать, такое моё мнение.
Фото 8 — просто образец классической ошибки. Я говорю о горизонте посередине кадра. В ряде случаев, конечно, такое его положение бывает оправдано. Но это очень редкие случаи. И этот кадр к ним не относится. Далее, облако нависает над полем, как тяжёлый бомбардировщик. Да и сам сюжет — поле в летний день — довольно банален. Вот если бы композиция кадра была небанальной... Не получилось. У меня самого подобных кадров — не счесть. В мусорном ведре. Фото 9 мне понравилось несмотря на простоту сюжета. При съёмке неба рано утром или поздно вечером важно правильно передать нежные тональные переходы. И Юрию это удалось. Конечно, на jpeg-картинке с сильным сжатием эти плавные переходы можно только угадывать. Но уверен, что на исходном снимке всё как положено. Фотографии не помешала бы разве что более аккуратная обработка: непонятно зачем оставлена чёрная полоса справа (после сканирования, наверно). И, может быть, слева я бы чуток скадрировал. Но это под вопросом. А в остальном — очень хорошая работа. Александр Орлов << Предыдущие | Следующие >> Сергей Иванов |
В начало страницы
Обновлено: 20.11.06