А вот так будет лучше! 3. Маленькие хитрости: |
|||||||||||||||||
|
Содержание страницы Съёмка водяных потоков На фото 1а (1/125c, f/5.6, 200 ISO) и фото 1б (1/25c, f/11, 200 ISO) представлены два снимка одного водопада. Экспозиция обоих кадров такова, что плотность негативов одинакова. Однако наблюдаются существенные отличия в том, как переданы струи воды. Короткая выдержка на первом фото «заморозила» брызги, а на втором получились молочно-белые потоки. Все в полном соответствии с заветами классиков. Исходя из желаемого эффекта и необходимо выбирать тот или иной вариант. Лично я предпочитаю длинную выдержку, потому что на коротких водопады и пенные буруны порогов рек больше похожи на прорыв канализации, чем на красивое явление природы.
Съёмка падающего снега Густые медленно падающие хлопья снега лучше всего снимать на коротких выдержках (не длинее 1/125с), чтобы они на готовой фотографии как бы висели в воздухе. Это позволит передать спокойствие природы и невесомость снежинок. А во время метели время экспозиции лучше увеличить, чтобы длинные белые трассы показали силу и скорость ветра. Так на фото 2а (1/60с, f/8, +2/3EV, 50 ISO) выдержка оказалась недостаточно длинной, предпочтительно было бы использовать 1/25с, но здесь вступили в силу ограничения фотоаппарата Canon A80, которым велась съёмка. Чтобы удлинить выдержку, светочувствительность и относительное отверстие были минимальными из возможных, да ещё и снята фотография была с максимально допустимой передержкой. Был бы в тот момент под рукой нейтральный серый фильтр или старый добрый Киев-4, который позволил бы использовать диафрагму f/16 или даже f/22, всё было бы лучше. Иллюстрация этого «лучше» была получена через несколько лет от написания заметки: фото 2б (1/25c, f/11, 100 ISO). Выдержка 1/25 секунды, как и положено, позволила получить гораздо более выраженную метель на снимке.
Что изобразить смазанным: фон или объект? Для эффектной передачи движения на снимке используются различные подходы. Один из них состоит в том, что
перемещающийся объект снимается «с проводкой», то есть фотограф поворачивается вслед за ним, страясь
удержать его в одной точке кадра. Кнопка спуска затвора нажимается в процессе этого движения. В результате (при определенной
сноровке) фон выходит смазанным, а объект резким. Небольшая нерезкость объекта в ряде случаев допустима, это можно считать
дополнительным средством передачи динамики движения. Но степень размытости не должна быть слишком большой.
Посмотрим на фото 3а (1/125с, f/8, 100 ISO) и
фото 3б
Снятые с помощью такого приема кадры напоминают съёмку из окна мчащегося рядом с объектом автомобиля.
А можно использовать другой метод, который состоит в том,
что фотограф работает с неподвижной камерой. Тогда объект получается смазанным, а фон — резким. Пример такой съёмки
показан на фото 3в (1/25с, f/3.5, 100 ISO). Нетрудно приблизительно
рассчитать, насколько сильно смажется объект при определённой выдержке. Предположим, что скорость машины где-то 60 км/час
или около 15 м/с. Улица на приведённом снимке распологалась примерно под углом 30° к оси объектива, то есть
скорость машины в плоскости съёмки составляла Кстати, при использовании этого приёма иногда нарушают правило композиции, требующее большего свободного
пространства перед движущемся объектом, чем позади него. Правило соблюдено на фото 3в
и нарушено на фото 3г
Естественно, здесь тоже выбор того или иного варианта — за фотографом. Он решает, исходя из желаемого результата, что использовать в каждом случае. Что ещё почитать про тонкости фотосъёмки: |
В начало страницы
Обновлено: 21.06.10