на главную

А вот так будет лучше!

3. Маленькие хитрости:
движение на снимке

Главная страница

А вот так будет лучше!

  1. Выбираем экспозицию
  2. Строим композицию
  3. Маленькие хитрости
    - движение на снимке

  4. Киев-4
  5. Улыбочку!

Полезные ссылки

Галерея

Карта сайта

Добавить в избранное


Содержание страницы


Съёмка водяных потоков

На фото 1а (1/125c, f/5.6, 200 ISO) и фото 1б (1/25c, f/11, 200 ISO) представлены два снимка одного водопада. Экспозиция обоих кадров такова, что плотность негативов одинакова. Однако наблюдаются существенные отличия в том, как переданы струи воды. Короткая выдержка на первом фото «заморозила» брызги, а на втором получились молочно-белые потоки. Все в полном соответствии с заветами классиков. Исходя из желаемого эффекта и необходимо выбирать тот или иной вариант. Лично я предпочитаю длинную выдержку, потому что на коротких водопады и пенные буруны порогов рек больше похожи на прорыв канализации, чем на красивое явление природы.

Фото 1а Фото 1б

В начало страницы


Съёмка падающего снега

Густые медленно падающие хлопья снега лучше всего снимать на коротких выдержках (не длинее 1/125с), чтобы они на готовой фотографии как бы висели в воздухе. Это позволит передать спокойствие природы и невесомость снежинок. А во время метели время экспозиции лучше увеличить, чтобы длинные белые трассы показали силу и скорость ветра. Так на фото 2а (1/60с, f/8, +2/3EV, 50 ISO) выдержка оказалась недостаточно длинной, предпочтительно было бы использовать 1/25с, но здесь вступили в силу ограничения фотоаппарата Canon A80, которым велась съёмка. Чтобы удлинить выдержку, светочувствительность и относительное отверстие были минимальными из возможных, да ещё и снята фотография была с максимально допустимой передержкой. Был бы в тот момент под рукой нейтральный серый фильтр или старый добрый Киев-4, который позволил бы использовать диафрагму f/16 или даже f/22, всё было бы лучше.

Иллюстрация этого «лучше» была получена через несколько лет от написания заметки: фото 2б (1/25c, f/11, 100 ISO). Выдержка 1/25 секунды, как и положено, позволила получить гораздо более выраженную метель на снимке.

Фото 2а Фото 2б

В начало страницы


Что изобразить смазанным: фон или объект?

Для эффектной передачи движения на снимке используются различные подходы. Один из них состоит в том, что перемещающийся объект снимается «с проводкой», то есть фотограф поворачивается вслед за ним, страясь удержать его в одной точке кадра. Кнопка спуска затвора нажимается в процессе этого движения. В результате (при определенной сноровке) фон выходит смазанным, а объект резким. Небольшая нерезкость объекта в ряде случаев допустима, это можно считать дополнительным средством передачи динамики движения. Но степень размытости не должна быть слишком большой. Посмотрим на фото 3а (1/125с, f/8, 100 ISO) и фото 3б (1/50с, f/8, 50 ISO). Обе машины ехали примерно с одной и той же скоростью, однако Газель кажется пошустрее за счет большей смазанности фона. Сама машина тоже получилась чуть менее резкой, чем легковушка. Но это не портит снимок. А вот дальнейшее увеличение выдержки уже нецелесообразно — неизбежное ещё большее «размазывание» машины по кадру будет смотреться некрасиво. Естественно, максимальная и минимальная допустимые выдержки будут различными в зависимости от скорости объектов, расстояния до них, быстроты реакции фотографа и других условий съемки, поэтому тренировка и большое количество дублей просто необходимы.

Фото 3а Фото 3б

Снятые с помощью такого приема кадры напоминают съёмку из окна мчащегося рядом с объектом автомобиля. А можно использовать другой метод, который состоит в том, что фотограф работает с неподвижной камерой. Тогда объект получается смазанным, а фон — резким. Пример такой съёмки показан на фото 3в (1/25с, f/3.5, 100 ISO). Нетрудно приблизительно рассчитать, насколько сильно смажется объект при определённой выдержке. Предположим, что скорость машины где-то 60 км/час или около 15 м/с. Улица на приведённом снимке распологалась примерно под углом 30° к оси объектива, то есть скорость машины в плоскости съёмки составляла 15*sin(30°)=7,5 м/с. При выдержке 1/25 с машина успеет проехать порядка 30 см — где-то 10% своей длины. Более чем достаточно, чтобы хорошенько размазать её по кадру. Более короткая выдержка, например, 1/50 с, в данном случае даст менее интересный результат — машина смажется не столь сильно, и фото будет выглядеть не так динамично.

Кстати, при использовании этого приёма иногда нарушают правило композиции, требующее большего свободного пространства перед движущемся объектом, чем позади него. Правило соблюдено на фото 3в и нарушено на фото 3г (1/25с, f/3.5, 100 ISO). В результате создается эффект так быстро пронесшейся машины, что фотограф даже не успел среагировать. Но не стоит снимать так, чтобы машина упиралась радиатором в самый край снимка, или впереди было бы что-то большое и тёмное (это же относится и к съемке с проводкой). Такие препятствия взгляду «останавливают» движущийся объект и портят кадр.

Фото 3в Фото 3г

Естественно, здесь тоже выбор того или иного варианта — за фотографом. Он решает, исходя из желаемого результата, что использовать в каждом случае.

В начало страницы


Что ещё почитать про тонкости фотосъёмки:



В начало страницы
Обновлено: 21.06.10

Hosted by uCoz