А вот так будет лучше! 3. Маленькие хитрости: |
|||||||||||||||||||||||
|
Содержание страницы
Использование вспышки для выравнивания освещённости Предположим, что у фотографа появилась задумка снять сюжет «Ожидание». С этой целью он заставляет Чебурашку напряженно вглядываться в окно. А сам тем временем собирается снять его со спины. И, как всегда, возникает вопрос выбора экспозиции. Если взять точечный замер по Чебурашке как по основному персонажу кадра, то экспонометр предлагает установить при диафрагме f/4 выдержку 1/5с. Тогда получается фото 1а (на этом и последующих снимках не было никакой правки в графическом редакторе, чтобы оставить всё «как было»). На зверьке проработались все шерстинки, но в контровом свете при выборе экспозиции по тёмному объекту всё за окном оказалось передержано. Выбираем экспозицию по светам. Получаем при той же диафрагме выдержку 1/125с — фото 1б. Теперь при нормальной проработке обстановки за окном от Чебурашки остался лишь силуэт. Что же делать в такой ситуации? Перепад яркостей фона и объекта съёмки составляет почти 5 ступеней. Это лежит вне возможностей фотобумаги, слайдовой плёнки (да и негативной, в общем-то, тоже) и многих цифровых камер. Один из возможных выходов — снять со штатива два кадра с разной экспозицией — что уже сделано — и совместить их в графическом редакторе. Казалось бы, задача решена — фото 1в. Но...
Этот метод отлично работает при съёмке натюрмортов, кое-как при съёмке портретов и пейзажей и совсем плох при съёмке детей, животных и жанровых сценок. Все просто. В натюрморте нет движущихся объектов, можно сделать хоть сотню кадров с разной выдержкой (диафрагму трогать не стоит, чтобы избежать заметного изменения глубины резкости совмещаемых кадров). Пейзаж лишь относительно неподвижен — попробуйте отключить ветер, чтобы замерли листва на деревьях, трава и облака. На дальнем плане их движение между кадрами будет незаметно, а вот вблизи... При съёмке портретов модель может слегка пошевелиться — и прощай совмещение. С детьми же, животными или скоротечными жанровыми сценками вообще можно позабыть о повторяемости кадров, даже снятых с интервалом в микросекунду. Значит, в быстроменяющихся сюжетах нужно чем-то подсветить передний план: фарами автомобиля, студийным светом или вспышкой — по ситуации. Здесь рассмотрим последний вариант, который проще всего держать под рукой, — вспышку. Очевидно, что в данной ситуации вспышка никак не влияет на задний план, поэтому экспозицию оставляем достаточной для его проработки: выдержка — 1/125с, диафрагма — f/4. Регулировать освещённость Чебурашки можно, меняя или диафрагму, или мощность импульса вспышки, или расстояние от неё до объекта съёмки. Если будем играть диафрагмой, то необходимо помнить о пропорциональном изменении выдержки, чтобы не попортить задний план. Но предположим, что желаемая глубина резкости диктует нам вполне опредёленное значение апертуры объектива. Тогда остаются только варианты, связанные с параметрами работы вспышки: мощность импульса и расстояние до объекта. В данном случае использовалась встроенная в фотоаппарат Canon A80 вспышка, мощность которой регулируется. Фото 1г снималось при мощности импульса в 2/3 от максимального, а фото 1д — при 1/3. В правой части кадра на стекле появился неприятный блик от вспышки. Нужно или изменить точку съёмки, чтобы отражённые лучи не попадали в кадр, или взять внешнюю вспышку и отнести её чуть правее фотоаппарата, чтобы этот блик исчез. Но для учебного фото это сейчас несущественно, важно, что был получен кадр, в котором и тени, и света проработаны так, как было нужно! Речь идет, конечно, о фото 1г.
Фото 1е делалось исключительно ради интереса — здесь выдержка была уменьшена на одну ступень до 1/250с, мощность импульса вспышки такая же, как и на фото 1г, — 2/3 от максимальной. Видно, что передний план проработался практически одинаково на обоих снимках — ведь его освещённость определяется фактически только вспышкой. А длительность её импульса существенно меньше применяемых выдержек. Задний план в последнем варианте, естественно, получился темнее. В данном сюжете это недостаток. Но представим кадр, в котором задний план находится ненамного дальше переднего. Скажем, снимок человека возле какого-то строения, причем лицо портретируемого находится в тени. Тогда вспышка подсветит не только лицо, но и стену, пусть и слабее. И вот тут-то уменьшение выдержки в пределах одной-двух ступеней позволяет избежать передержки фона, освещённого и солнцем, и вспышкой. Подсветка теней отражённым светом Съёмка в контровом свете может потребовать дополнительного освещения переднего плана. И далеко не всегда вспышка сможет выручить в этой ситуации. Например, на фото 2а изображена кисть гиацинта, освещённая перекрестно двумя лампами сзади (1/50c, f/5.6, 50 ISO). Контуры соцветия выделены на чёрном фоне отлично. Встречный свет, проникающий сквозь лепестки, подчёркивает их воздушность. Да только центр соцветия недодержан. Увеличить выдержку или открыть диафрагму? Тогда края окажутся совершенно пересвеченными, потеряют фактуру. Применить вспышку? Но в качестве осветителей применялись галогенки, а значит, вспышка с её другой цветовой температурой изрядно усложнит настройку баланса белого. Значит, из-за неимения или невозможности применить другие источники света нужно как-то использовать имеющиеся. Для этого со стороны фотоаппарата было размещено зеркало, которое отражало лучи одного из источников обратно на гиацинт. В результате тени на фото 2б подсвечены, а светлые цветки по краям освещёны ровно в той же мере, что и на предыдущем снимке. Экспозиционные параметры не менялись. Ну и итоговый снимок приведен на фото 2в.
Еще лучший результат мог бы быть получен, окажись под рукой большой белый лист ватмана. За счет площади и белизны он отражал бы ничуть не меньше света, чем зеркало, но отражённый свет был бы рассеянным, что дало бы более мягкую и равномерную подсветку теней. Размеры зеркала должны лишь быть не меньше размеров соцветия, т.к. в силу направленности падающего и отражённого света «работает» только пучок, примерно соответствующий силуэту снимаемого объекта. А вот площадь листа и возможность выгнуть его в виде рефлектора влияют на интенсивность фронтального светового потока. Нежные лепестки цветов Хороша вспышка или галогенка, но уж больно резок их свет. Когда нужно сделать снимок цветка контрастным, как это было в примерах предыдущей заметки, то они играют свою роль на отлично. Вспышка была бы даже лучше — не потребовалась бы правка цветовой температуры.Но для получения мягких и нежных переходов ее свет необходимо приглушать и рассеивать. Для достижения этой цели, конечно, существуют свои способы. Самый простейший — несколько слоев белой ткани поверх излучателя вспышки. Но тут придется изрядно попотеть, чтобы приобрести необходимый опыт съёмки с таким осветительным устройством. А хороший софтбокс, дающий широкий и мягкий поток света, стоит ого-го. Стоп! Широкий и мягкий поток можно получить от эталонного источника такого освещения — пасмурного неба. На улице его свет одинаков со всех сторон. Если стать у окна, то можно получить направленный пучок нужного нам характера. Так, на кухонном столе было снято фото 3а. Получилось неплохо, но фон «грязноват» (не в смысле наличия рисунка на столешнице, а в смысле серо-красноватого рефлекса
от цветов в левом верхнем углу). И цветки, обращённые в противоположную сторону от окна, тоже надо бы подсветить. Сделать это лучше всего отражателем.
Он даст такой же рассеянный свет, но чуть меньшей интенсивности, что придаст объём снимаемому сюжету. В моём случае с этой ролью справился лист оргалита,
оклеенный фольгой. В качестве ровного фона были взяты листы обычной писчей бумаги. На один из них была поставлена баночка с орхидеей, а второй стоял
позади неё. Все это хозяйство размещалось на подоконнике, а отражатель — на стуле сбоку. Так и было сделано
фото 3б, на котором проявились все нежные тональные переходы лепестков.
Что ещё почитать про тонкости фотосъёмки: |
В начало страницы
Обновлено: 30.10.06