А вот так будет лучше! 3. Маленькие хитрости: |
|||||||||||||||||||||||
|
Содержание страницы
...за наше счастливое детство! В жизни каждого нормального человека, даже если он Достоинство первого способа состоит в том, что вы не имеете дела с чужими деньгами, что иногда бывает хорошо. Недостаток, как водится, является продолжением достоинства: ничего вы с этого не поимеете, кроме фотографий своего чада в альбом. Зато можно заранее никому из родителей о фотосессии не говорить, соответственно, никто не будет ждать снимков, и если вы не уверены в своих силах, то на вас не будет давить ответственность за результат. Получится — хорошо, не получится — вы никому из родителей ничего не должны. Во втором случае пиастры (даже ещё не полученные) порождают ответственность за результат с первой попытки. Традиционно жанр детсадовких фотографий делится на два типа: общий групповой снимок и индивидуальный портрет. Но в случае хороших отношений с воспитателями можно договориться и о третьем варианте: поснимать этот обезьяний питомник в естественном виде. Максимум за 20 минут даже самые стеснительные дети привыкают к человеку с фотоаппаратом. Итак, вы определились с тем, что вы хотите. Пора задуматься об оборудовании. Самое главное в фотографии — свет. Без хорошего света хорошего снимка не будет. А с этим в садиках обычно проблемы. Освещение люминесцентное с потолка и дневное из окон. Потолки высокие, а стены раскрашены в самые разные цвета и поэтому ни те, ни другие не годятся для отражения луча вспышки. Так что рассчитывать на имеющееся освещение бессмысленно, нужно обеспечить его самостоятельно. В принципе, обойтись можно и простой «мыльницей» со встроенной вспышкой, если такое качество снимков, которое она предлагает, вас устраивает. Но будем считать, что хочется чего-то большего. Другая крайность — организовать в группе фотостудию с полным комплектом осветительного и прочего оборудования. Этот вариант мы отметём с негодованием как нереалистичный ни по деньгам, ни по организационным сложностям. В дальнейшем я буду строить изложение, основываясь на том, чтобы была возможность использовать оборудование, минимальное по деньгам, но дающее пристойное качество снимков. Встаньте, дети, встаньте в круг! Пойдём по порядку. Начнём с групповых снимков. Традиционно детей располагают в три ряда: первый сидячий на стульчиках, второй стоячий, третий стоячий на стульчиках. Воспитателей ставят в третьем ряду. Без стульчиков. Такая группа обычно занимает 4-5 метров в длину, 2 в высоту и 2 в глубину. Размер помещения, как правило, невелик, поэтому широкоугольный зум или фикс просто необходим, чтобы захватить всех в кадр и обеспечить приемлемую глубину резкости. Конечно, чтобы избежать размазанных по диагонали физиономий и прочих геометрических искажений широкоугольников, нужно отойти максимально далеко, но портретный объектив тут всё равно не годится никак. Так что наиболее подходящими фокусными расстояниями будут примерно 35-40 мм на полном кадре или 24-28 мм на кропе. Встроенной вспышки для нормального освещения такой группы на таком расстоянии не хватит. Тащить в садик полный комплект импульсников с софтбоксами, если он даже у вас есть, вы вряд ли захотите. Остаётся один приемлемый выход из этой ситуации: внешняя вспышка с приличным ведущим числом с рассеивателем. Последним может быть как Lumiquest, так и простой кусок белого картона, прикрепленный под углом 45° к вспышке, как показано на рисунке 1.
Набейте все карманы батарейками для вспышки, чтобы в неподходящий момент она не оказалась без питания. Пока детей расставляют и рассаживают, у вас есть время, чтобы поиграть с настройками фотоаппарата и вспышки и выставить наиболее подходящие параметры. Я предпочитаю переключить вспышку в ручной режим и установить максимальную мощность импульса, чтобы была возможность прикрутить диафрагму, обеспечив достаточную глубину резкости. Дети расставлены, аппаратура настроена. Обязательно посмотрите в видоискатель, чтобы в кадре не было ничего пёстрого и отвлекающего,
кроме сипатичных молодых воспитательниц. Вообще, такую проверку надо делать дважды: перед расстановкой детей, когда выбираете и расчищаете место съёмки,
и после, чтобы убедиться в отстутствии ржавого ведра с половой тряпкой в углу кадра. Теперь — самое сложное. Нужно следить, чтобы никто
не моргнул, не скорчил рожу, не сделал рожки соседу. В видоискатель это всё увидеть трудно, поэтому лучше всего снимать не с рук,
Подойдите ближе, бандерлоги! Следующий тип фотографий — индивидуальный портрет. Для них и оптика должна быть портретной: от 85 мм на полном кадре или от 50 мм на кропе. Вспышка с рассеивателем для портрета уже будет несерьёзным вариантом. Это с нескольких метров при съёмке группы свет будет более-менее мягким. А поясной портрет ребёнка снимается приблизительно с полутора метров. Лицо получится плоским «блинчиком», а тени будут резкие, как на рисунке 3, хотя расстояние от мальчика до фона было не менее 1,5 м.
Если в окно направленно не лупит яркое солнце, то можно воспользоваться им в качестве источника основного света, а для подсветки теней с противоположной стороны использовать отражатель, либо купленный в фотомагазине, либо кустарный: большой белый лист ватмана, картон, оклеенный фольгой и т. д. Но свет от окна потребует сравнительно длинных выдержек, особенно в пасмурную погоду, что в случае с детьми даст большой процент брака — шевелёнки. Лучше окно использовать не в качестве основного источника, а в качестве подсветки теней, если у вас нет второй вспышки, чтобы огранизовать почти классическую схему света под 45°. Напомню, что по этой схеме источник рисующего света ставится под углом 45° к носу потретируемого, а источник заполняющего света (подсветка теней) — спереди портретируемого за фотографом, как показано на рисунке 4. Оба источника должны быть расположены чуть выше глаз портретируемых. Но у детей, особенно у маленьких, складки под нижними веками более выражены, чем у взрослых, что приводит к появлению «мешков» под глазами на фото. Поэтому от верхнего расположения источников света в ряде случаев приходится отходить. Для получения мягкого рассеянного света самый недорогой из приличных по качеству вариантов — фотозонт на отражение. Подсветку волос, фоновый свет и прочее мы в детском садике громоздить не будем, да и возможности такой не будет.
В нашем случае с одной вспышкой подсветка теней от окна будет не фронтальной, а боковой и
Вспышку я запускаю от беспроводного инфракрасного пускателя, чтобы бегающие вокруг дети не запутались в проводах. Соответственно, она должна или поддерживать такую возможность, или быть дооборудована ИК-ловушкой. Всё это хозяйство может быть закуплено, например, в Поиск-фото и установлено на штативе, который освободился после съёмок группы (общий вид дан на рисунке 6а, а более крупный — на рисунке 6б).
Выдёргиваете из общей кучи своего отпрыска и устанавливаете его на съёмочную площадку. Помимо правильной экспозиции проверяете на нем, как выставлен свет. За то, что он работает вашим ассистентом, он получит +10 к авторитету среди приятелей. При съёмке с одной вспышкой и окном вас будут одолевать две противоречивые проблемы. Если угол падения света вспышки слишком большой, на лице появится длинная тень от носа с противоположной стороны (рисунок 7).
Если слишком малый — в кадре появится тень на фоне (рисунок 8).
Тень на фоне можно победить двумя способами: либо увеличив расстояние от ребёнка до фона, либо, если это невозможно, установив напротив вспышки отражатель, как показано на рисунке 9.
Чтобы с остальными детьми было меньше возни в стиле «стань левее, теперь правее, чуть назад, еще левее, вперёд», положите на то
место, где они должны стоять,
Вольный стиль Последний тип съёмки: дети на выпасе. Может проводится как в помещении, Выводы Съёмка в садике — это не больно и не страшно. Да ещё и денег заработать можно. При этом вы получаете фотографии, которые выглядят не хуже, а то и лучше тех, что предлагают кормящиеся при садах и школах фотографы. Плюс, часть изложенных проблем с настройкой оборудования и его применением вы можете отработать в домашних условиях и прийти на съёмку во всеоружии. Кстати, об оборудовании. Я сейчас выскажу парадоксальное для многих фотолюбителей мнение. Владельцам зеркалок начального уровня вполне можно обойтись всеми ругаемым «китовым зумом». Незаслуженно ругаемым, на мой взгляд. Если вы ещё разок пробежитесь по рекомендациям по выбору фокусного расстояния оптики для каждого вида съёмки, то убедитесь, что он вполне достаточен. При съёмке портретов, если стена, используемая как фон, достаточно ровная, и расстояние до неё хотя бы полтора метра, то диафрагма f/5,6 даст нормальный результат. По качеству, как ни странно, этого объектива тоже вполне хватит. Все снимки в этом разделе сделаны именно им, хотя обычно я предпочитаю использовать объективы с фиксированным фокусным расстоянием. Конечно, более дорогая оптика даст лучшее качество, но в данных условиях не радикально лучшее. Успехов и хороших фотографий! Что ещё почитать про тонкости фотосъёмки: |
В начало страницы
Обновлено: 21.05.09